Книги

Нэнси Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика.

-= 1 =-

Нэнси Мак-Вильямс.

Психоаналитическая диагностика.

Понимание структуры личности в клиническом процессе.

Оглавление

От хаоса — к структуре, от симптома — к личности. 5

Благодарность. 7

Предисловие. 9

Введение. 10

Замечания относительно терминологии. 10

Замечания относительно общего тона книги. 12

Часть I. Концептуальные положения. 12

1. Зачем нужен диагноз? 13

Планирование лечения. 14

Прогнозирование. 14

Защита потребителя. 15

Установление эмпатии. 16

Предотвращение уклонения от лечения. 17

Прочие выгоды. 17

Ограничения полезности диагностики. 18

Дополнительная литература. 19

2. Психоаналитическая диагностика личности. 19

Классическая теория драйвов Фрейда. 20

Эго-психология. 23

Традиция объектных отношений. 25

Сэлф-психология. 28

Другие вклады психоанализа в оценку личности. 30

Заключение. 30

Дополнительная литература. 30

3. Уровни развития организации личности. 31

Исторический контекст: диагностика уровня патологии характера. 32

Диагнозы Крепелина: неврозы и психозы. 32

Диагностические категории Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз. 34

Диагноз с точки зрения объектных отношений: пограничная психопатология. 36

Специфические измерения спектра “невротик — пограничный — психотик”. 38

Заключение. 45

Дополнительная литература. 45

4. Клиническое приложение уровней развития организации личности. 46

Психоаналитическая терапия с пациентами невротического уровня. 47

Психоаналитическая терапия с пациентами психотического уровня. 48

Психоаналитическая терапия с пограничными пациентами. 54

Взаимодействие зрелостных и типологических измерений личности. 60

Заключение. 61

Дополнительная литература. 61

5. Первичные (примитивные) защитные процессы. 61

Примитивная изоляция. 64

Отрицание. 64

Всемогущий контроль. 65

Примитивная идеализация (и обесценивание). 66

Проекция, интроекция и проективная идентификация. 68

Расщепление (splitting) Эго. 71

Диссоциация. 72

Заключение. 73

Дополнительная литература. 73

6. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. 73

Репрессия (вытеснение). 73

Регрессия. 75

Изоляция. 76

Интеллектуализация. 77

Рационализация. 77

Морализация. 78

Компартментализация (раздельное мышление). 79

Аннулирование (undoing). 79

Поворот против себя. 80

Смещение. 81

Реактивное образование. 81

Реверсия. 82

Идентификация. 83

Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out). 85

Сексуализация (инстинктуализация). 87

Сублимация. 88

Заключение. 89

Дополнительная литература. 89

Часть II. Типы организации характеров. 89

Основания для построения глав. 89

Характер, патология характера и ситуационные факторы. 90

Ограниченность выбора типов личностей. 91

7. Психопатические (антисоциальные) личности. 92

Драйвы, аффекты и темперамент при психопатии. 92

Защитные и адаптационные процессы при психопатии. 93

Объектные отношения при психопатии. 95

Психопатическое собственное “Я”. 96

Перенос и контрперенос с психопатическими пациентами. 96

Терапевтические рекомендации при диагнозе психопатия. 97

Дифференциальный диагноз. 100

Заключение. 101

Дополнительная литература. 101

8. Нарциссические личности. 102

Драйвы, аффекты и темперамент при нарциссизме. 103

Защитные и адаптивные процессы при нарциссизме. 105

Объектные отношения при нарциссизме. 106

Нарциссическое собственное “Я”. 107

Перенос и контрперенос с нарциссическими пациентами. 108

Терапевтическое применение диагноза нарциссизма. 109

Дифференциальный диагноз. 112

Заключение. 113

Дополнительная литература. 113

9. Шизоидные личности. 114

Драйвы, аффекты и темперамент шизоидных личностей. 114

Защитные и адаптационные процессы у шизоидных личностей. 116

Объектные отношения шизоидных личностей. 116

Шизоидное собственное “Я”. 117

Перенос и контрперенос с шизоидными пациентами. 118

Терапевтические рекомендации при диагнозе шизоидной личности. 120

Дифференциальный диагноз. 121

Заключение. 122

Дополнительная литература. 123

10. Параноидные личности. 123

Драйвы, аффекты и темперамент параноидной личности. 124

Защитные и адаптационные процессы при паранойе. 125

Объектные отношения при паранойе. 127

Параноидное собственное “Я”. 128

Перенос и контрперенос с параноидными пациентами. 130

Терапевтические рекомендации при установлении диагноза “паранойя”. 130

Дифференциальный диагноз. 134

Заключение. 135

Дополнительная литература. 135

11. Депрессивные и маниакальные личности. 135

Депрессивные личности. 135

Драйвы, аффекты и темперамент при депрессии. 136

Защитные и адаптивные процессы при депрессии. 138

Объектные отношения при депрессии. 139

Депрессивное собственное “Я”. 141

Перенос и контрперенос с депрессивными пациентами. 142

Терапевтическое применение диагноза депрессии. 144

Дифференциальный диагноз. 146

Маниакальные и гипоманиакальные личности. 147

Драйвы, аффекты и темперамент при мании. 148

Защитные и адаптационные процессы при мании. 148

Маниакальное собственное “Я”. 149

Перенос и контрперенос с маниакальными пациентами. 149

Терапевтические применения диагноза мания и гипомания. 149

Дифференциальный диагноз. 151

Заключение. 152

Дополнительная литература. 152

12. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные [self-defeating]) личности. 153

Драйвы, аффекты и темперамент при мазохизме. 154

Защитные и адаптационные процессы при мазохизме. 155

Объектные отношения при мазохизме. 157

Мазохистическое собственное “Я”. 159

Перенос и контрперенос с мазохистическими пациентами. 159

Терапевтические рекомендации при диагнозе мазохизма. 161

Дифференциальный диагноз. 163

Заключение. 164

Дополнительная литература. 165

13. Обсессивные и компульсивные личности. 165

Драйвы, аффекты и темперамент обсессивных и компульсивных личностей. 166

Защитные и адаптационные процессы у обсессивных и компульсивных личностей. 167

Объектные отношения обсессивных и компульсивных личностей. 170

Обсессивно-компульсивное собственное “Я”. 171

Перенос и контрперенос с обсессивными и компульсивными пациентами. 173

Терапевтические рекомендации при диагнозе обсессивной или компульсивной личности. 175

Дифференциальный диагноз. 177

Заключение. 178

Дополнительная литература. 178

14. Истерические, или театральные (histrionic) личности. 178

Драйвы, аффекты и темперамент при истерии. 179

Защитные и адаптивные процессы при истерии. 181

Объектные отношения при истерии. 183

Истерическое собственное “Я”. 184

Перенос и контрперенос с истерическими пациентами. 186

Терапевтические следствия диагноза “истерия”. 188

Дифференциальный диагноз. 189

Заключение. 190

Дополнительная литература. 191

15. Диссоциативные личности. 191

Драйвы, аффекты и темперамент при диссоциативных состояниях. 194

Объектные отношения при диссоциативных состояниях. 196

Диссоциативное собственное “Я”. 198

Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами. 199

Терапевтические рекомендации при диагнозе диссоциативного состояния. 200

Дифференциальный диагноз. 202

Заключение. 204

Дополнительная литература. 205

Литература. 205

Приложение. 224

Пример диагностического интервью. 224

Демографические данные. 224

Текущие проблемы и их состояние. 224

Личная история. 224

Младенчество и детство. 224

Латентный период. 224

Адолесцентный период. 224

Взрослая жизнь. 224

Текущие представления (ментальный статус). 225

В заключение. 225

Выводы. 225

Перевод с английского под редакцией М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича

Nancy McWilliams

PSYHOANALYTIC DIAGNOSIS

Understanding Personaly Structure in the Clinical Process

Рекомендовано курсом психотерапии и клинической психологии факультета последипломного профес-сионального образования ММА им. Сеченова в качестве учебного пособия по специальности “Психотерапия и медицинская психология”

УДК 615.851

ББК 53.57

М 67

Мак-Вильямс Н.

М 67 Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 49).

ISBN 5-86375-096-0 (РФ)

Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. В России она выходит спустя всего четыре года после первой публикации.

Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, напи-санный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоана-литических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психо-аналитической терапии с разными типами пациентов.

Книга, несомненно, будет интересна и полезна психотерапевтам, психиатрам, психологам-консультантам, студентам, педагогам и всем, кто интересуется глубинной психологией.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

© 1994, Nancy McWilliams

© 1994, The Guilford Press

© 2001, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 1998, М. Глущенко, З. Зимина, Н. Лохова, В. Сидорова, Д. Шаталова, А. Шутков, К. Ягнюк, перевод на русский язык

© 1998, М.В. Глущенко, предисловие

© 1998, В.Э. Королев, обложка

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противо-правным и преследуется по закону.

Купи книгу «У Кроля»

www.krol.igisp.ru

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах:

Москва: Дом книги “Арбат”, Торговые дома “Библио-Глобус” и “Молодая гвардия”, магазин “Медицинская книга”, Санкт-Петербург: Дом книги.

От хаоса — к структуре, от симптома — к личности.

Книга, которую вы держите в руках, замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим про-фессионалом высочайшего уровня и, без преувеличения, очаровательной женщиной, она уже вошла в зо-лотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. Не менее заме-чателен тот факт, что в России она выходит спустя всего 4 года после первой публикации, благодаря чему мы с вами имеем возможность своевременно воспользоваться плодами труда автора и получить знание, что называется, “из первых рук” (многие из работавших над русским переводом книги имели удовольствие участвовать в семинарах Нэнси Мак-Вильямс в Москве, где, благодаря таланту и обаянию автора, “сухая теория” на их глазах превращалась в зеленеющее “древо жизни”; это ощущение мы и старались передать при работе над переводом).

Что же представляет собой эта книга, и в чем ее ценность? Можно считать, что это — самый современ-ный базовый учебник по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и со-держащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с каждым типом пациентов. Возможно, для читателя из страны, где психоаналитическая культура и традиция доста-точно развиты, такого представления было бы достаточно. Но, как нам кажется, для российского читателя выход этой книги на русском языке может быть более значимым, чем просто издание еще одного учебника по узкой специальности.

В последние годы, благодаря изменениям, свидетелями которых мы являемся, мы получаем возмож-ность приобщиться к тому культурному пласту, который при своем зарождении бурно развивался и в Рос-сии, но от которого мы были отрезаны долгие годы, — к психоанализу как “практической философии”, спо-собу понимания психической жизни и методу лечения.

В этом контексте книга Нэнси Мак-Вильямс для нас особенно событийна, так как имеет дело непосредст-венно с самим предметом психоаналитического осмысления и вмешательства — со структурой личности, представляя ее в развитии, что, собственно, и является сутью психоаналитического подхода. Вот это ана-литическое понимание с позиции развития оказало заметное влияние на всю западную психологию и психи-атрию, найдя свое выражение и в классификации психических расстройств, и в терапевтических подходах. И, безусловно, оно представляет определенную новизну в сравнении с тем дискретно-описательным диаг-ностическим подходом, который, в силу известных исторических и общественных обстоятельств, укоренился в отечественной психиатрии и клинической практике. Таким образом, эта, достаточно революционная для нашего читателя, книга даст специалистам возможность начать говорить со своими коллегами во всем мире на одном языке.

Второе безусловное достоинство книги — ее интегративный подход. Она охватывает важнейшие теории формирования личности, получившие развитие за вековую историю психоанализа и имеющие наибольшее клиническое значение — от теории драйвов и неврозов Фрейда, включая Эго-психологию, Сэлф-психологию (или психологию собственного “Я”), традицию объектных отношений, до самых современных межличност-ных подходов, — и представляет их в виде стройной, внутренне структурированной развивающейся систе-мы. Логической кульминацией этого развития явилось построение “диагностической системы координат”, включающей два измерения: (1) уровень развития личности (определяющий степень психологического бла-гополучия или нарушения индивида) и (2) тип организации характера (придающий каждому человеку его уникальную неповторимость и, в то же время, роднящий его с другими представителями рода человеческо-го).

Таким образом, каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития лично-сти (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноид-ный, депрессивный и так далее). Это будет означать, что данному человеку свойствен определенный пат-терн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который в травмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, может обусловить декомпенсацию в виде соответ-ствующего расстройства.

Следует сразу обратить внимание читателя на непривычную для наших специалистов терминологию: речь идет об определении “пограничной” (borderline) психопатологии. В отечественной психиатрии термин “пограничные психические расстройства” применяется к “нерезко выраженным нарушениям, граничащим с состоянием здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических нарушений” и к рас-стройствам, “характеризующимся, главным образом, проявлениями так называемого невротиче¬ского уровня нарушений” (Александровский Ю.А., 1993). В психоаналитической традиции “пограничная личностная орга-низация” или “пограничные расстройства” являются самостоятельной диагностической категорией и зани-мают в континууме развития (первом измерении в “системе координат” по Мак-Вильямс) “пограничное” ме-сто между психотическими и невротическими организациями, качественно отличаясь и от тех, и от других.

Другое терминологическое разночтение связано с термином “психопатия”. В отечественной психиатрии психопатии — это любые стойкие характерологические нарушения, препятствующие адаптации. В совре-менном психоанализе антисоциальной психопатией принято называть тип организации личности, характе-ризующийся антисоциальными паттернами поведения.

Существенным и новым по сравнению с отечественным подходом является выделение в качестве одного из типов структуры характера диссоциативной (“множественной”) личности. В истории пси¬хоанализа суще-ствовали различные взгляды на происхождение и распространенность этого явления. В последние годы увеличилось количество литературы об этом “экзотическом” нарушении и сло¬жилось представление о дис-социации как о постоянном проявле¬нии синдрома хронического посттравматического стресса. При этом от-крывается возможность эффективной терапии многих страда¬ющих людей, которые раньше не попадали в число пациентов или получали несоответствующее лечение в силу неверного диагноза.

Диагностика, таким образом, приобретая целостность и объемность, позволяет понять не только особен-ности психологии каждого человека в их развитии, но и то, как именно следует ему помогать. Книга ценна именно своей практической направленностью и рекомендациями по проведению психотерапии (или психо-анализа) с каждым типом пациентов, рекомендациями, основанными на глубоком и тонком понимании его уникальной индивидуальности. Студенты, обучающиеся психотерапии, и уже практикующие специалисты, несомненно, оценят по достоинству конкретные и содержательные рекомендации автора, проверенные ее многолетней психотерапевтической практикой.

Исключительно привлекательное достоинство книги Нэнси Мак-Вильямс — изумительно ясный и вырази-тельный язык, которым она написана. “Базовый учебник” читается на одном дыхании, как захватывающий роман. В этом смысле автор является хранителем и продолжателем лучших традиций основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, произведения которого, как известно, отличаются ясностью изложения и изяществом стиля. Книга совершенно лишена даже малейшей степени профессионального снобизма и не перегружена саморефлексией, иногда затрудняющих восприятие некоторых аналитических текстов. Благо-даря сочувственному и эмпатичному изображению личностных проблем и их происхождения книга несет мощный гуманистический заряд.

Несколько слов о переводе. Он осуществлен группой выпускников Академической школы профессио-нальной психологии. Фактически, именно благодаря системе обучения в этой Школе, где психоаналитиче-ская традиция принята в качестве его необходимой основы, удалось осуществить переводы целого ряда классиков современного психоанализа, ранее не издававшихся в России. При работе над “Психоаналитиче-ской диагностикой” мы старались сохранить своеобразие и выразительность авторского стиля. В термино-логическом отношении мы ориентировались на недавно вышедший классический труд Х. Томэ и Х. Кэхеле “Современный психоанализ” (перевод под редакцией А.В. Казанской), а также на уже устанавливающееся в профессиональной аналитической среде словоупотребление. В тексте, где это необходимо, даются вариан-ты перевода терминов и пояснения,

Страница 1 из 52 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад