Статьи

Что такое манипуляция и «с чем её едят»?

Манипуляция... Наверняка каждый из нас слышал это слово, но задумывался ли о его значении? И есть ли среди вашего окружения манипуляторы? Сегодня мы постараемся в этом разобраться. 

Манипуляция – это умение управлять собеседником. Человек, способный к манипуляции, действует против воли оппонента путём быстрого обнаружения его основных недостатков. Манипулятор всегда добивается поставленных целей, ставя под удар самое драгоценное - скрытые чувства и эмоции собеседника.

Какой бывает манипуляция?

Среди манипуляций выделяют два основных типа:

  • сознательные;
  • бессознательные.

При использовании сознательной манипуляции цели достигаются с использованием предварительно изученных психологических техник, которые жёстко влияют на подсознание человека. Для бессознательной манипуляции характерны выработанные с детства деструктивные привычки и модели поведения. Таким образом, в первом случае манипулятор действует целенаправленно, тщательно продумывая каждый свой «шаг», во втором же порой сам манипулятор не всегда осознает, какое сильное давление имеет на окружающих.

Манипуляция в деловой этике

Большинство уважающих себя солидных фирм и бизнесменов разрабатывают для своих коллективов внутренние уставы и корпоративные кодексы, где не последнее место занимает раздел «деловая этика». Там чётко прописывается положение о том, что сотрудники не имеют права применять какие-либо приёмы сомнительного характера для достижения собственных целей. При этом данные нормативные документы не имеют такой важной информации как: 

  • конкретное определение значений слов «манипуляция» и «манипулятор»;
  • полный перечень форм манипулятивного поведения, которые категорически запрещены. 

Такой расклад совершенно неудивительный и, более того, ожидаемый. Это можно объяснить даже тем, что нормы поведения для всех людей разные: то, что для кого-то недопустимо, для другого человека может быть обыденной вещью. Точно так же и здесь: манипулятор может просто считать свое поведение само собой разумеющимся и даже не догадываться о том, что приносит кому-то неудобства нравственного характера. 

Наличие манипулятора в коллективе никогда не остается незамеченным, поскольку создается напряженная атмосфера:

  • начинаются конфликты;
  • «за спинами» плетутся интриги;
  • внимание сотрудников постоянно отвлекается.

В результате пропадают «моральные способности» и силы решать основные проблемы бизнеса. Но ведь основное задание сотрудников состоит именно в создании условий для успешного процветания компании, а не решении личных проблем. В связи с этим вся ответственность на раннее распознавание способностей к манипулированию и нейтрализации манипуляторов ложиться на плечи специалиста отдела кадров или менеджера по персоналу. Главная проблема в том, что манипулятора не так легко сразу вычислить, поэтому приходится годами разгребать последствия его деятельности.

Как бороться с манипуляторами?

В народе говорят, что «лучшая защита – нападение», это же правило можно взять за основу в противостоянии манипуляторам. Ошибка многих, кто сталкивался с манипулятором, в том, что в большинстве случаев люди отвечают ему такими методами как:

  • пассивность;
  • агрессия. 

При этом гораздо эффективнее и правильние было бы оказать противодействие и «остаться на высоте». 

Подводя итог, можно сказать, что никто не застрахован от столконовения с манипулятором в реальной жизни. Хуже всего, когда такой человек появляется в коллективе, но умение определять такого человека и знание методов эффективной борьбы с ним, существенно влияют на возможные деструктивные результаты его деятельности. 

« Назад