Статьи

Манипуляторы в коллективе

Можно долго говорить о манипуляции и её влиянии на общество, но как определить есть ли истинный манипулятор в коллективе? Оценив манеры общения сотрудников одной фирмы, можно найти признаки скрытого управления. Для этого достаточно всего лишь оценить три фактора:

  • поведение, 
  • стиль общения,
  • взаимодействие между коллегами. 

О том, что перед вами находится человек-манипулятор, может свидетельствовать также исполнение им одной из трёх всем известных ролей, которые подробно описаны в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди»:

  • агрессор;
  • жертва;
  • спаситель.

Именно с этими ролями, использование которых может быть как преднамеренным, так и бессознательным, связано скрытое управление людьми. 

Типы манипуляторов в коллективе

Манипуляторы, точно так же, как и процесс манипуляции, делятся на два типа:

  • сознательные;
  • бессознательные.

Наличие сознательного манипулятора в коллективе – это не так уж и плохо. Такого сотрудника всегда можно использовать с выгодой для фирмы, что будет особо ценным, например, при серьезных переговорах с деловыми партнерами. По большому счёту, человек, в обязанности которого, согласно его должностной инструкции, входит такой пункт, как ведение переговоров, в любом случае должен быть ознакомлен с техниками манипуляций. Это нужно для того, чтобы если и не применять их самостоятельно, то хотя бы уметь распознать подобные «трюки» со стороны партнеров и вовремя противостоять. 

К сожалению, в российской практике персоналу чаще приходится встречаться с бессознательными манипуляторами, которые привыкли «играть» на своих или чужим эмоциях, которые и являются их основным инструментом для манипуляций.

Стиль манипуляции отличается в разных людей, что определяется такими составляющими:

  • тип личности;
  • темперамент;
  • характер человека.

Психологический тип манипулятора – «жертва»

Как проявляет себя манипулятор «жертва» в коллективе? Первое, что он пытается сделать – напрячь обстановку вокруг себя и привлечь пристальное внимание к себе и своим проблемам. Он так и кричит всем своим видом и поведением: «Посмотрите, какой я несчастный!».  Естественно, у окружающих просыпается сострадание и желание помочь. При этом помощь может осуществляться даже в ущерб собственным интересам, рабочему времени, должностным обязанностям. Чаще всего подобным образом ведут себя протеже руководства или же молоденькие секретарши.

Главная цель манипулятора данного типа – снять всю ответственность за свои действия и возможные ошибки, переложить часть своих обязанностей на «плечи» других сотрудников. 

Среди причин, которые заставляют сотрудников использовать стратегию жертвы можно выделить следующие: 

  • неумение самостоятельно справляться со стрессами;
  • нежелание брать на себя большую нагрузку на работе;
  • привычка искать причины собственных неудач в других людях.

«Агрессор» в роли манипулятора

Следующий тип манипулятора – «агрессор» или же «диктатор». Для него характерны такие приёмы воздействия на коллег:

  • оскорбление;
  • критика других;
  • «плетение интриг»;
  • психологическое давление.

Всю свою жизнь манипулятор данного типа воспринимает, как битву за выживание, а окружающих людей, как потенциальных соперников. Как правило, своё неэтичное поведение он оправдывает чрезмерной заботой о процветании и рейтинге компании. На самом деле ним движет желание «выслужиться» перед начальством и продвинуться по карьерной лестнице. В роли агрессоров чаще всего оказываются администраторы, начальники, охранники. 

Кто такой манипулятор – «спаситель»?

Роль «спасителя» в коллективе обычно играет авторитетный человек. Он, точно так же, как и «агрессор», занимает активную позицию в коллективе, но не применяет грубости в своих действиях, а, наоборот, - общается со всеми крайне дружелюбно и любезно.  Его вряд ли увидишь в унылом состоянии, ведь он всегда находится в бодром расположении духа, полон сил и энергии, настоящий «лидер». Роль спасителя, как правило, выпадает на более зрелых людей, которые боятся конкуренции в лице амбициозной молодежи и пытаются сохранить свой лидерский авторитет. 

Главные цели, преследуемые спасителем:

  • убеждение коллег в собственной незаменимости;
  • повышение социального статуса;
  • получение моральных (похвала) или материальных (премирование) бонусов от начальства. 

Подводя итог, можно подчеркнуть, что во всех коллективах встречаются манипуляторы данных типов. Вопрос в том, насколько это полезно для самой компании. На первый взгляд может сложиться впечатление, что от таких людей нужно избавляться, но это не всегда так, ведь такие люди могут принести и неоценимый взнос в развитие фирмы. К примеру, именно благодаря агрессорам довольно часто поднимается конкурентоспособность бизнеса на внутреннем или международном рынках. 

« Назад