Статьи

Проективные методики в психологии.

   В психодиагностической практике проективные тесты зарекомендовали себя как важный и достаточно точный способ определения целостных характеристик личности.

   Стоит отметить, что интерпретировать результаты тестов достаточно сложно ввиду недостаточно четких ассоциативных линий. Есть высокая доля вероятности, что испытуемый отождествляет нарисованного персонажа не с собой, а с другими членами своей семьи или окружения. С другой стороны, важно помнить, что тесты, в которых испытуемый должен изобразить свои эмоции на бумаге, наиболее точно описывают самого испытуемого и практически не дают никакой информации об его окружении. Человек склонен ставить себя на место другого и объяснять мотивы того или иного поведения, исходя из собственных поступков.

   Научно доказано, что изображая несуществующее животное, человек вне зависимости от возраста наделяет его своими чертами и ассоциирует его со своей личностью. Каждая составная часть такого животного способна многое рассказать о личности испытуемого. Наличие нехарактерных деталей требует большего внимания и комплексного подхода. Это же касается и цветовой гаммы изображения, которая указывает на настрой и глубокие эмоциональные переживания испытуемого.

   В любом случае профессиональный подход к проективным методикам должен основываться не только на шаблонных интерпретациях визуализированного рисунка. Основные заключения по итогам тестов могут быть вынесены только методом задавания наводящих вопросов.

   Обычные люди далеко не всегда объясняют свои действия, исходя из глубоких подсознательных ассоциаций. Зачастую поведение человека в той или иной ситуации объясняется вполне примитивными внешними факторами. Об этом сам испытующий с большим удовольствием и поведает психологу, нужно всего лишь правильно подобрать наводящий вопрос и завязать непринужденную беседу.

   После установления доверительного контакта можно с обсуждения рисунка плавно переходить к реальной ситуации и возможным психологическим проблемам испытующего.

   Интерпретации результатов проективных методик у детей имеют свои особенности. Объясняется это тем, что внешний мир дети видят через призму недавних событий, а также через сложившиеся взаимоотношения в семье. Однако узнать о недавних событиях в жизни ребенка не представляется возможным ввиду объективных причин. Именно этот факт вызывает сложности в подведении итогов тестов, а также в большинстве случаев дает ложные и даже противоречивые результаты.

« Назад