Статьи

Типы лидеров общественных движений.

 

   Не будь найдено источника зла, не начало бы образовываться общественное движение. Его лидер обязан поддерживать боевой дух своих последователей, при этом важно, чтобы чувство страха не покидало их. Страх – это особое чувство, которое не позволяет толпе рассеяться. Он сдерживает её в определенных границах, потому число участников движения практически не уменьшается. Границы просто необходимы, чтобы толпа не растворилась.

Травящая толпа

   Мастера, они же лидеры сообщества, всегда выделяют небольшую группу людей, которые, по их мнению, являются первичным источником зла. Это позволяет быстро сформировать «травящую толпу», перед которой появилась цель и, кажется, что достичь её очень легко. Толпа готова убивать – для этого она и создана. Она точно знает, кого нужно убить. В убийстве травящая толпа видит свой быстрый рост, свой успех. Чем больше людей состоит в этой группе, тем более безопасным считается убийство. Оно разрешено, действовать не страшно, а тем более, если желающих убить – много. 

Почему источник зла необходим мастеру?

   Стратегия порабощающего мастера. История приводит много примеров известных лидеров, для которых источник зла был четко определен:

1. Для Гитлера врагами были евреи;

2. Для Кагана злом были арабы в Израиле;

3. Хомейни видел источник зла в западной цивилизации. 

   Порабощающий мастер нуждается в определении объекта зла. Ему это необходимо для порабощения своих последователей, для укоренения связи и отношений  с ними. Какова реакция людей, которые остаются в стороне и не принимают активного участия в происходящем? Что чувствуют зрители? Они начинают верить в то, что вокруг опасность. Вот таким образом они нейтрализуются.

Стратегия преобразующего мастера. Этот тип лидеров нуждается в определении источника зла не меньше. Однако оно обретает иной смысл. В данном случае не выделяется определенная группа людей. Источник – это определенная идея или же концепция. Например, историческая традиция или философия политики. История также приводит такие примеры:

1. Фолвелл, Робертсон и Сваггер, а также другие министры правого христианского крыла видело зло в светском гуманизме;

2. Для коммунистов источником зла служил фашизм и буржуазный капитализм.

Так против кого же выступает преобразующий мастер? Он не признает тех, кто не разделяет его точку зрения. Именно их он привлекает в свое движение, создавая группу последователей закрытого типа. Фаррахан и Гитлер никогда не прощали зло, они видели в нем неизменность и примитивность, а значит, это зло можно уничтожить. Ленин и Фолвелл видело зло абстрактно, с уверенностью, что его можно изменить. Человек, отрекшийся от злых действий, может быть прощен. Зло – явление временное, оно не постоянно и скорее вторично, нежели первично. Его можно преобразовать, оно не есть неизменным. 

Как бы то ни было, связь мастера и последователей налаживается быстро. Идеологии мастера утопичны – в них обещается неземное, а может и земное, решение, которое способно исключить источник зла. Скорое нахождение решения проблемы необходимо мастеру, чтобы поддерживать крепкую связь с последователями. Идеологическому мастеру нужна еще и любовь своей группы. Идеологический лидер считает, что несет важную миссию, он видит себя гением, посланным людям в качестве единственного спасителя. Возможно, он даже святой!

   Но деспотичный лидер в этом не нуждается, ему нужен страх, подчинение и верность! В этом и есть отличие мастера идеологического и деспотичного диктатора. Здесь не столь важно, кто из них порабощающий, а кто преобразующий. 

 

« Назад