Статьи

Ритуалы

    Продолжим тему ритуалов. Ритуалы пришли к нам из глубины веков.У многих животных это инстинктивное поведение, а у людей многие ритуалы воспитываются культурой. Люди учатся с помощью них тому, как вести себя в той или иной ситуации.

Здесь мы поговорим о ритуалах с психоаналитической точки зрения.

    В психоанализе ритуалом считается навязчивое повторение одних и тех же форм поведения человека.

В психоанализе признается символический смысл каждого элемента ритуала. И то, что этот смысл отражает тот или иной внутренний конфликт. Считается, что за стереотипами поведения в ритуале скрываются бессознательные желания и влечения (в классическом психоанализе Фрейд считал, что это сексуальные и агрессивные  желания).

    Анализ навязчивых действий (навязчивость наведения чистоты, навязчивость проверки, все ли выключил, закрыл ли дверь) показывает, что больной ведет себя так, как будто неосознанно он чувствует вину за еще не совершенное действие. Например, навязчивый страх оставить утюг включенным может интерпретироваться как страх сжечь квартиру, в свою очередь психоаналитик этот страх может интерпретировать как желание сжечь квартиру. И что как будто больной уже испытывает чувство вины за это разрушительное, агрессивное желание. У таких больных это постоянно проявляется как ожидание беды. И в данном случае ритуал - навязчивое поведение, как проверка, выключил ли утюг и розетки,  возникает как "оборона или застрахование, как защитная мера". Конечно, каждый человек боится оставить утюг включенным, но для этого здоровому человеку достаточно один раз проверить розетки, а больному приходится удостовериваться еще и еще раз, а иногда даже обводить розетку или делать еще какое-то магическое (ритуальное) действие, которое позволит ему удостовериться, что он действительно не забыл это сделать.

 

    Фрейд считал, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Ритуалами считается и планирование своего времени. Есть и общепринятые ритуалы, такие, как свадьба, похороны, встреча Нового года и другие всеобщие праздники, а есть личные ритуалы:какой-то оберег, какая-то "счастливая вещь", в которой все получается. Соблюдение ритуалов уменьшает тревожность. Раньше были ритуалы церковные, люди знали, когда, во сколько им что делать, как жить правильно, а как неправильно. В наше время мало общих ритуалов, очень много выбора , нестабильность существования ведет к повышенной тревожности. С помощью ритуалов людям казалось, что они могут предсказать то или иное будущее, хотя бы то или иное поведение людей. И так и было, многие, приученные церковью, вели себя так, как нужно в данном месте в данное время, и лишь единицы выделялись из толпы, но они считались или умалишенными или совсем "нехристями" и от них быстро избавлялись.

    Если мы возьмем любую культуру, то в каждой культуре есть и общечеловеческие ритуалы и ритуалы, присущие именно этой культуре.

    А если мы возьмем любую субкультуру, то мы увидим, что и в ней есть правила и ритуалы, присущие именно этой субкультуре.

    Но это хорошо, когда это в определенной социальной среде. А если это мучает человека, как синдром навязчивых состояний, то с этим уже нужно работать психоаналитику.Потому что жесткий паталогический церемониал, по словам Фрейда : "умеет добиться своего ценой самых больших жертв."

    В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий. Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала. 

 

« Назад