Статьи

Психологические особенности подросткового возраста

 Все мы в своей жизни проходим определенные этапы развития – рождение, детство и юность, молодость, зрелость, мудрая старость…  У каждого возраста – свои особенности, положительные черты и свои проблемы. 

По мнению врачей и психологов, наиболее важным и ответственным периодом в жизни человека является подростковый возраст – пубертатный период.  От 12 до 18 лет, на протяжении длительного временного промежутка происходит интенсивное физическое и психологическое развитие, активно формируется самопознание и самоутверждение личности. Процесс полового созревания вызывает не только физиологические изменения, у детей меняется угол восприятия самих себя и окружающего мира.

В этом возрасте у подростка появляется целый ряд комплексов, которые находят выражение в его поведении, реакции на окружающих, внутренних переживаниях.  Это  резкость в суждениях и полная  уверенность в личной правоте, явное преувеличение недостатков своей внешности, ранимость и острая чувствительность к любой критике, показная независимость и самонадеянность, застенчивость и поклонение кумирам. Повышение секреции половых гормонов  в 13-16 лет у девушек и в 12-15 лет у юношей обуславливает изменение характера и высокую эмоциональность подростков. Они могут бурно реагировать на командный тон взрослого члена семьи или учителя и легко впадать в депрессию. В поведении  детей в этом возрасте часто проявляются полярные свойства психики:

  • настойчивость, целеустремленность сменяется апатией и безразличием,
  • самоуверенность, развязность в поведении, потребность в  общении быстро переходит в  ранимость и желание уединиться,
  • романтические, нежные, возвышенные чувства сочетаются с цинизмом и откровенной жестокостью.

В переходный период закладываются многие основные черты характера, которые станут определяющими для каждого  конкретного человека, формируются моральные качества, умение владеть собой, поступками, настроением. У подростка наблюдается повышенная любознательность, желание получить как можно больше информации, знаний, ответов на интересующие его вопросы, он «снова познает мир». Хотя не всегда ребенку хватает целеустремленности, настойчивости и постоянства, умения довести начатое дело до конца. Мнение с легкостью меняется на противоположное и то, что нравилось сегодня, завтра кажется неприемлемым  и чуждым, причем воспринимаются эти изменения взглядов как естественные и безобидные.  Сегодня девочка-подросток полна планов и идей, увлечена росписью по шелку, через  месяц надевает все черное, красит волосы и меланхолично заявляет, что жизнь бессмысленна, закрывается в своей комнате либо бродит по городу в компании таких же подростков или просиживает ночи напролет в социальных сетях. 

Подросткам свойственно желание быть членом  небольшой компании сверстников – соседей по дому,  одноклассников, друзей из двора, района, спортивной секции, чье мнение для него значимо, а интересы он разделяет. Такая референтная группа обеспечивает ребенку чувство эмоциональной защиты и психологической безопасности и значит для подростка порой больше, чем авторитет родителей, старших сестер или братьев, школьных преподавателей. Обычно дети всеми силами стараются утвердиться в своей компании, а после в зависимости от темперамента либо стать лидером, либо беспрекословно и преданно  подчиняются более авторитетному подростку. Такое поведение психологи называют социальной мимикрией, своего рода умением подражать другим, приспосабливаться к окружению, с целью самосохранения и психологического комфорта.

« Назад