Статьи

Школьные будни.

                                                Кого любят и кого не любят одноклассники. 

      Многие классные руководители обращаются к школьному психологу с трудностями по поводу следующего: в любом классе есть дети, которых считают изгоями или "козлами отпущения", есть агрессивные дети, которые нападают на этих изгоев, обзываясь, портя личные вещи или просто эмоционально унижая. Как правило, даже, не делая социометрических тестов, внимательный классный руководитель может с уверенностью сказать, кто есть кто, потому что и с теми и с другими детьми всегда проблемы.

    Популярность, отверженность, изолированность – сложные социально-психологические феномены. Отчего же они зависят? И от личных качеств ребенка, от его внешнего вида (дети не любят неопрятных детей или детей с каким-либо физическим недостатком), от того, насколько ребенок успешен в учебе. Большее значение имеют адекватная самооценка, низкая тревожность, социальная привлекательность и способность к эмпатии, сопереживанию. Важнее всего – социальные ценности, жизненные цели, стиль общения. Повысить статус ученика может успех в какой-то другой области, о котором узнает класс.

    Изгои бывают по несчастью или по убеждению.

Первые просто не владеют какими-то интеллектуальными, личностными, физическими или, может быть, материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение одноклассников. Вторые осознанно выбирают эту позицию, желая либо отстаивать свои убеждения и принципы, либо просто не быть как все. Дифференцировать происхождение отверженности очень важно, так как это определяет и характер работы, а иногда и саму ее необходимость. Сознательная отверженность иногда вызывает уважение, а школьник, ее избравший, несомненно, имеет право выбора.

« Назад