Статьи

Чувство взросления у подростков.

Дети продолжают расти, и наступает новый период в их жизни, когда приходит непреодолимое желание – быть одним из общества взрослых людей. Физическое, психологическое и социальное взросление еще не завершилось, оно продолжается. Подросток по-прежнему посещает  занятия в школьном коллективе, в семье для родных и близких он все еще ребенок, о котором заботятся, опекают, готовят еду, покупают одежду и вещи, выдают карманные деньги на развлечения и мелкие траты. Старшие часто дают советы, требуют послушания, что-то запрещают или наоборот, поощряют за хорошие поступки и поведение подарками, поездкой на отдых. Однако у детей в пубертатный период возникают чувство взрослости, стремление к другой с их точки зрения жизни, желание иметь новые права и возможности, быть равным с взрослыми людьми.  Дети всеми силами стремятся включиться во взрослую жизнь, заявляют миру о своих правах, хотя и понимают, что еще не все им по силам. Подражание старшим влечет за собой копирование поведения и отношений, зачастую негативных: курение и выпивка, шумные развлечения, поздние возвращения домой, которые подразумевают «право на личную жизнь» юноши или девушки.

Такое поведение большей частью является нелепым и искаженным отражением взрослой жизни, своего рода игрой, примеркой новой маски, роли, однако эта жесткая школа в какой-то мере полезна для подростка и является способом его социальной адаптации, возможностью понять  себя и других, потренироваться. Нередко ребенок проявляет действительно позитивные, свойственные старшим качества характера:  забота и уход, помощь близким, взятие на себя ответственности за безопасность и благополучие младших членов семьи, решение жизненных проблем. Многие дети начинают увлеченно и настойчиво заниматься каким-либо видом интеллектуальной деятельности, искусством, наукой, добиваясь высоких показателей и отличных результатов. Но таких подростков, к сожалению, не так уж много, и этому возрасту свойственна скорее пассивность, неумение брать на себя ответственность за других, своего рода социальная инфантильность, бездействие.

Достигая переходного возраста,  дети меняют свое отношение к внешнему виду.  Общаясь со сверстниками в своих группах, компаниях, выбирая друзей часто с теми чертами характера, которыми хотелось бы обладать, порой другого социального статуса, подросток невольно сравнивает себя с другими детьми. Да, он уникален, но стремится быть таким как другие, поэтому отсутствие брюк, куртки или «крутого» телефона может вызывать бурные переживание в душе ребенка. Родители часто не принимают течения молодежной моды, их не устраивают вид, непрактичность или стоимость вещей, которые хочет получить юноша или девушка, на этой почве часто возникают неизбежные конфликтные ситуации и споры.

В этот период меняются манеры, походка, речь детей, появляется развязность либо скованность в поведении. Подросткам свойственно сомневаться в своей привлекательности, искать в себе несоответствие идеалу, журнальным моделям, обострять и преувеличивать реальные и надуманные физические недостатки, акцентировать внимание на мнении других о нем.  Максимализм этого возраста проявляется во всем:  выборе друзей,  общении с близкими людьми, отношении к собственной  внешности, требований к окружающим. Задача семьи  – помочь ребенку как можно проще и безболезненнее пережить этот важный и трудный этап, понять его душевные волнения и тактично, со всей мудростью взрослого человека поддержать, направить, научить целеустремленности, настойчивости, вере в свои силы.

« Назад