Статьи детских психологов

Материнство «сегодня» и «вчера» – существует ли разница?

Всё чаще в тематических обсуждениях на форумах, социальных сетях можно найти негативные отзывы о материнстве. В большинстве случаев такое мнение присуще молодым девушкам. Старшее поколение уверено, что в их время растить детей было намного тяжелее, но такого отрицательного отношения к рождению детей ни у кого не возникало. В чём же причина такого восприятия современницами? Что изменилось с того времени? А изменилось многое: - улучшилась организация семейного быта (механизация домашних дел, развитие сети социальных услуг); - ухудшилось качество образования и общественного воспитания детей. В начале XX века женщина обязана была сочетать в себе две роли: мать и работник. При этом это было не личной прихотью, а исключительным долгом перед Родиной. Оба занятия были равноценными, и это означало, что рождение ребёнка не является поводом для бросания работы, точно так же как и работа не могла стать преградой к рождению. Образ «матери» 30-80-х годов XX века В 30-х годах воспитание ребёнка ложилось исключительно на материнские плечи. Чуть позже начали появляться ясли, детские площадки, где можно было оставить детей. Основная проблема в том, что большинство таких групп для детей имели место только «на бумажке» и «в лозунгах», создавая иллюзию того, что в детях нуждается государство и готово предоставить им свою заботу. В 70-80-х годах маленькие дети 4-6 лет практически всё свое время проводили на улице. Дети постарше (7-9 лет) самостоятельно забирали младших с яслей и следили за ними до возвращения родителей с работы. Как раз в то время начались проблемы с продуктами питания и промышленностью. Матерям, помимо 8-часового ежедневного труда, приходилось еще часами стоять в очереди, чтобы хоть что-то купить домой. Сколько же время новорождённый ребёнок находился с матерью? Очень мало, потому как на неё ждали другие важные дела: - уборка; - стирка; - хозяйство; - приготовление пищи. Основное времяпровождение матери и ребёнка – период кормления. Но уже через год-два мать возвращалась к производству, а дальнейшее воспитание переходило в руки старших детей, бабушек, других членов общества, государства

Подробнее »

Домохозяйка или работающая мама?

Почему мы ставим здесь "или"? Ведь можно поставить "и", но, как показывает практика, "и" практически нельзя поставить. К сожалению, в России, если ты не учитель и не врач, ты должен работать до 18.00-19.00. Поэтому, если твоя профессия отличается от этих профессий, то невозможно успевать дома делать уроки с детьми, убираться, вкусно готовить. И как решают этот вопрос современные женщины.

Подробнее »

Место семьи в современной культуре

В современном мире семья в иерархии ценностей человечества находится далеко не на первом месте, и находится в достаточно плачевном состоянии. Об этом свидетельствует ряд факторов: - большой процент разводов среди молодых семей; - низкая рождаемость; - одиночество; - небрачные дети. К сожалению, не все понимают степень важности возникшей проблемы и воспринимают это как должное. Но ведь семья – это фундамент крепкого, устойчивого общества, что во все века было основным носителем духовных и семейных ценностей. Как же предотвратить негативную тенденцию? Превентивные меры нужно принимать уже сейчас, и для этого, в первую очередь, следует донести проблему, что достигает катастрофического уровня уже сегодня, к общественности. Для максимального осведомления населения следует задействовать все возможные каналы информационного воздействия: - телевидение; - радио; - печатные издания; - соцопросы.

Подробнее »

"Отцы и дети"

Некоторым родителям кажется, что уж их-то чадо скажет, что они лучшие. Что они столько в него (в нее вложили), что ребенок просто должен молиться на них. И ведь это действительно так: они ночи не досыпали, когда он болел, и уроки с ним делали и решали, в какой школе ему учиться и деньги платили за то и за се…И вдруг он стал подростком…Подростком он стал не вдруг, а для родителей это всегда вдруг. Потому что они перестали быть его всем , они стали не просто «обычными» людьми, да еще и мешающими ему, как ему кажется, строить свою новую жизнь. Они со своими ограничениями и глупыми требованиями вдруг стали его раздражать. И родители не могут понять, что же они должны сделать для того, чтобы стать опять такими важными «мамкой и папкой». А чтобы они не делали, подросток может уже смотреть на них с критической точки зрения, «ааа, вот ты как с папой, аа, вот ты как с мамой». И родители теряются, потому что все ранние «методы воспитания» тут уже не работают, а новых еще нет. И мама сразу хочет превратиться в подружку, но она никак не подружка, она была, есть и будет матерью. И отец тоже будет только отцом, потому что если он превращается вдруг в друга, то куда девается отец?

Подробнее »

Сходства и различия в развитии американской и славянской семьях

В данной статье представлены сходства и различия семей в разных странах.

Подробнее »

Психологические особенности подросткового возраста

Все мы в своей жизни проходим определенные этапы развития – рождение, детство и юность, молодость, зрелость, мудрая старость… У каждого возраста – свои особенности, положительные черты и свои проблемы. По мнению врачей и психологов, наиболее важным и ответственным периодом в жизни человека является подростковый возраст – пубертатный период. От 12 до 18 лет, на протяжении длительного временного промежутка происходит интенсивное физическое и психологическое развитие, активно формируется самопознание и самоутверждение личности. Процесс полового созревания вызывает не только физиологические изменения, у детей меняется угол восприятия самих себя и окружающего мира. В этом возрасте у подростка появляется целый ряд комплексов, которые находят выражение в его поведении, реакции на окружающих, внутренних переживаниях. Это резкость в суждениях и полная уверенность в личной правоте, явное преувеличение недостатков своей внешности, ранимость и острая чувствительность к любой критике, показная независимость и самонадеянность, застенчивость и поклонение кумирам. Повышение секреции половых гормонов в 13-16 лет у девушек и в 12-15 лет у юношей обуславливает изменение характера и высокую эмоциональность подростков. Они могут бурно реагировать на командный тон взрослого члена семьи или учителя и легко впадать в депрессию. В поведении детей в этом возрасте часто проявляются полярные свойства психики:

Подробнее »

Чувство взросления у подростков.

Ох, уж, наши любимые подростки

Подробнее »

Школьные будни.

Кого любят и кого не любят одноклассники. Многие классные руководители обращаются к школьному психологу с трудностями по поводу следующего: в любом классе есть дети, которых считают изгоями или "козлами отпущения", есть агрессивные дети, которые нападают на этих изгоев, обзываясь, портя личные вещи или просто эмоционально унижая. Как правило, даже, не делая социометрических тестов, внимательный классный руководитель может с уверенностью сказать, кто есть кто, потому что и с теми и с другими детьми всегда проблемы. Популярность, отверженность, изолированность – сложные социально-психологические феномены. Отчего же они зависят? И от личных качеств ребенка, от его внешнего вида (дети не любят неопрятных детей или детей с каким-либо физическим недостатком), от того, насколько ребенок успешен в учебе. Большее значение имеют адекватная самооценка, низкая тревожность, социальная привлекательность и способность к эмпатии, сопереживанию. Важнее всего – социальные ценности, жизненные цели, стиль общения. Повысить статус ученика может успех в какой-то другой области, о котором узнает класс.

Подробнее »

Подростковый возраст.

Подростковый возраст. Подростковый возраст характеризуется внутренним конфликтом. Дело в том, что подросток в этом возрасте занимает промежуточную позицию между ребенком и взрослым. Зависимость от родителей с одной стороны, физическое созревание с другой стороны. Требования как к взрослому, при этом роль ребенка-учащегося, которая отличается от роли взрослого. С позиции известного ученого Выготского, юность - это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской деятельности. Самая важная деятельность в этот период – профессиональное самоопределение. Подросток испытывает большую потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять свое место в жизни и свои возможности.

Подробнее »

Юношеская влюбленность.

Подробнее »

Яндекс.Метрика