Психологический словарь

Буква П

-= 3 =-

Тогда же были предложены и основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также — скорости возникновения и прекращения нервного процесса. В дальнейшем из синдрома подвижности был выделен отдельный синдром нового свойства нервной системы — лабильность.

 

Подкрепление

В учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов И. П.) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар электрическим тоном), называется отрицательным (наказание). Подкрепление в виде пищи называют положительным (награда). В ситуации инструментального обучения (при выработке какой-либо двигательной реакции) в функции отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным подкреплением может стать отмена наказания.

 

Подражание

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Подражание встречается на разных возрастных этапах (см. Возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью (см. Значимый другой; Референтность) либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (см. Стереотип социальный). Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

 

Подростковый возраст (отрочество)

Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени (см. Возраст) в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (см. Отклоняющееся поведение).

 

Подсознание

Подсознание (подсознательное) — собирательное понятие, которым обозначают различные неосознаваемые системы психики (например, предсознательное и бессознательное) или их совокупность. Понятие введено Э. Плятнером во второй половине XVIII в. и уточнено на уровне представлений о «душе-айсберге» Г. Фехнером в середине XIX в. Вопреки широко распространенному заблуждению, в учении З. Фрейда понятие «подсознание» практически не употреблялось, хотя именно психоанализ непреднамеренно содействовал популяризации этого понятия и его внедрению в общественное сознание и язык обыденной жизни.

 

Позиция социальная

Позиция социальная — 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении социальная позиция синонимично понятию статус; 2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах. В этом значении социальная позиция передает сущностную характеристику понятия социальная ситуация развития как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. Социальная позиция отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.

 

Пол

Пол — а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. В англоязычной литературе для разграничения этих понятий часто используются термины секс — биологический пол, связанный прежде всего с размножением, и гендер, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Половая принадлежность человеческого индивида — многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого эволюционного процесса — хромосомный (генетический) набор, определяющий пол, создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Под влиянием отношения окружающих у ребенка формируются половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений. В период полового созревания в результате соответствующих гормональных процессов, с одной стороны, и влияния окружающих людей — с другой, половая идентичность дополняется определенными сексуально-эротическими ориентациями и интересами.

 

Поле

Поле (в психологии) — совокупность переживаемых субъектом актуальных («здесь и теперь») побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и топологической психологии и получало трактовку в соответствии с принципами этих научных школ западной психологии. С помощью понятия поля характеризуется поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой  им ориентации (см. Поленезависимость).

 

Полевое исследование

Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Полевое исследование — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в естественных условиях естественного существования и др. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель полевого исследования — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа полевых исследований: поисковое (см. Пилотажное исследование) — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное (см. Эксперимент) — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

 

Поленезависимость

Поленезависимость — понятие, обозначающее преимущественную ориентацию субъекта на внутренние эталоны упорядочивания внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы ориентации во внешнем мире. Поленезависимость охватывает широкий круг явлений: от явлений устойчивости и адекватности восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих такое восприятие, до появления автономии личности в ситуации суггестивного (см. Суггестия) влияния группы, толпы. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации.

 

Политическая психология

Политическая психология (от греч. politika — государственные или общественные дела) — область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) в политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. В психологической науке многие проблемы, составляющие предмет политической психологии (политическое воспитание, общественное сознание, психология идеологического воздействия, политическая активность масс и др.), решалось в рамках социальной, педагогической и возрастной психологии, социологии, экономической науки, философии. В настоящее время политическая психология — одно из активно развивающихся самостоятельных направлений психологии.

 

Политическое сознание

Политическое сознание — социально-психологические феномены, связанные с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации общественной жизни, распределения ответственности, установок по отношению к различным социальным системам и др. В каждом обществе имеются носители определенного типа политического сознания, которые не просто подчиняются данной системе власти, но и по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов политического сознания выделяются, в частности, такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и др. Особенности политического сознания выражаются в экспектациях людей по отношению к власти, в их приверженности определенным нравственным идеалам, в ценностных ориентациях, касающихся различных социальных процессов, и др.

 

Половая дифференциация

Половая дифференциация — совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация — это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация социально обусловлена. С момента определения паспортного пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации —передачи ему устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью.

 

Половая жизнь

Половая жизнь — совокупность соматических, психических и социальных процессов, которыми движет и посредством которых удовлетворяется половое влечение (см. Сексуальное поведение). Вне зависимости от генитальных проявлений половая жизнь человека содержит духовное общение, в результате которого достигается партнерами уровень близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий («диапазон приемлемости»).

 

Половая идентичность

Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами.

 

Половое влечение

Половое влечение (лат. libido — страстное желание, похоть) — многозначный термин, обозначающий и сексуальное желание вообще, и стремление к телесному сближение с определенным человеком, и мотивационный аспект сексуальности. В психологии XIX в. половое влечение считалось чисто инстинктивным и объяснялось либо как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое напряжение, возникающее в результате деятельности половых желез. В современной сексологии эти явления обозначаются разными терминами. Количественная сторона, сила влечения (возбудимость, напряжение, длительность и т. п.) определяется в основном психогормональными процессами, зависит от половой конституции индивида и некоторых ситуативных факторов. Содержательная сторона (выбор объекта влечения, условия и способы его удовлетворения, оценочные критерии и т. д.) зависит от принятых в обществе норм и от особенностей индивидуального развития и воспитания. Сексуальный сценарий, формируемый в процессе социального научения, содержит характеристику субъекта, объекта и содержания сексуально-эротического действия, а также определение условий, места, мотивации, дозволенности и недозволенности его совершения.

 

Половые роли

Половые роли — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Дифференциация половых ролей проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. Половые роли — вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. При изучении половых ролей исследуется широкий круг вопросов: степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и обрядовой деятельности; содержание соответствующих ролей и ожиданий. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, то есть нормативных для данного пола правил и образцов сексуального поведения.

 

Полярных профилей метод

Полярных профилей метод (от греч. polos — ось, полюс и итал. profilo — очертание) — способ описания анализируемых объектов (понятий, социальных установок, социальных стереотипов и т. п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний (предложений) (например: твердый — мягкий, теплый — холодный и т. п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале (более мягкий или более твердый и т. п.) делается вывод о том, каково психологическое отношение его к данному объекту. В отличие от метода семантического дифференциала, метод полярных профилей не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории

 

Помощь психологическая

Помощь психологическая — профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование (см. Консультативная психология) и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия. Психологическое консультирование включает диагностику и коррекцию. Психолог, осуществляя экспертный анализ и оценку проблемы клиента, строит на их основе рекомендации, советы, указания, адресованные консультируемому, а также в ряде случаев использует специально подобранные или разработанные им самим тренинговые (см. Тренинг социально-психологический) и коррекционные программы. Психологическое консультирование применяется в самых разнообразных областях деятельности: в бизнесе, образовании, социальной работе, при подборе кадров, в деятельности разного рода психологических служб и т. д. Неврачебная психотерапия состоит из множества различных направлений, подходов, школ, которые находятся одновременно в отношениях противоборства и взаимодополнительности. Многообразие психотерапевтической культуры структурируется разным видением и толкованием трех составляющих терапевтического процесса: терапевт — клиент — проблема. Несмотря на все различия, существующие между школами, цель терапии одна: позитивное изменение клиента.

 

Понимание

Понимание — 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия. Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. Наиболее подробно изучена роль языка в понимании (в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам понимания относятся идентификация, проекция, социальная перцепция (см. Перцепция социальная), эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция (см.

« Предыдущая страница Страница 3 из 4 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад