Психологический словарь

Буква А

-= 1 =-

Абстинентный синдром
Алкогольный или опийный абстинентный синдром наблюдается в период уменьшения содержания алкоголя или наркотического вещества в организме и свидетельствует о наличии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

Причины возникновения и развитие заболевания

Абстинентный синдром у алкоголиков обычно начинается через 7-10 часов после прекращения приема алкоголя и длится от нескольких часов до нескольких дней. Прием спиртных напитков купирует абстинентные расстройства. На начальных стадиях своего развития абстиненция возникает только после больших доз спиртных напитков, в дальнейшем — независимо от количества принятого алкоголя.
Абстинентный синдром у наркоманов развивается при прекращении введения наркотического вещества через сутки и более. Чем большая доза вводилась наркотического вещества, тем тяжелее абстинентный синдром.

Абстиненция
Абстиненция (от лат. abs — из-за, teneo — держаться) — состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин “абстиненция” ошибочно приравнивают к похмельному абстинентному синдрому, в то время как речь идет о более тяжелых состояниях, соответствующих второй (развернутой) стадии алкоголизма, возникающих после 2—16 лет регулярного употребления алкоголя. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества или алкоголя, его доз и продолжительности употребления. Характерными проявлениями абстиненции являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто сопровождающееся идеями самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в принятии алкоголя или наркотика и др. Возможно присоединение бессонницы, пугливости, тревожности, суицидальных тенденций (см. Суицид), а также развитие алкогольной эпилепсии.
Абстракция
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "абстракция".

Абулия
Абулия (от греч. abule — безволие) — патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляющееся в частичном или полном отсутствии желаний, инициативы, побуждений к деятельности, в неспособности принять решение (см. Принятие решений) и осуществить нужное действие, хотя необходимость его может осознаваться. Абулию следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и устранимой направленной тренировкой (см. Воля, Саморегуляция). В психопатологии различают врожденную абулию, сопровождающую глубокие степени олигофрении (см. Олигофренопсихология), и приобретенную абулию, являющуюся результатом обширных травм лобных долей мозга или тяжелых психических заболеваний (депрессии, шизофрении, психозов, запущенных форм наркомании и т. гг.).
Авиационная психология
Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет авиационной психологии — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект авиационной психологии — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект авиационной психологии — летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД.
Австрийская (Грацская) Школа
Группа исследователей (X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. преимущественно в Грацском университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии в 1894 г. и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Австрийская (Грацская) школа известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной X. Эренфельсом проблемы целостности сознания, который ввел в психологическую науку термин “гештальткачество” для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом.
Автоматизм
Автоматизм (в психологии) (от греч. automatus — самодействующий) —действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловнорефлекторных программ, и "вторичные" автоматизмы, образующиеся прижизненно. При "вторичных" автоматизмах устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.
Авторитарность
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. Роль). Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает.

Авторитет
Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. Статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие “авторитет” в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти. Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других (см. Отраженная субъектностъ) и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.
Аггравация
Аггравация (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К аггравации склонны люди с истероидной акцентуацией (см. Акцентуация характера), страдающие психопатическими заболеваниями, а также лица пожилого возраста, имеющие выраженные изменения психики. Аггравацию следует отличать от симуляции, при которой из корыстных побуждений демонстрируются признаки на самом деле отсутствующего заболевания.
Агнозия
Агнозия (от греч. а — отрицательная. частица и gnosis — знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга.

Различают:

1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;

2) тактильные агнозии, проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия);

3) слуховые агнозии, проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству (см. Афазия), или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

Аграфия
Аграфия (от греч. а — отрицательная частица и grako — пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Аграфия у детей — одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с органическим недоразвитием мозга; может наблюдаться и при расстройствах речи, связанных с нарушением звукового анализа слов вследствие тугоухости или глухоты. Аграфия у взрослых — одно из проявлений афазии.

Агрессия
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой - либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Выделяются следующие виды агрессии:

Вербальная агрессия - Вербальная агрессия - агрессивное - поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.

Враждебная агрессия - агрессивное поведение, имеющее цель нанести ущерб объекту агрессии.

Инструментальная агрессия - агрессивное поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то позитивным целям.

Косвенная агрессия - агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Прямая агрессия - агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не скрывается.

Физическая агрессия - агрессивное поведение с использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта.

Адаптационный синдром
Адаптационный синдром (от греч. syndrome — стечение) — совокупность адаптационных реакций организма человека, и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие "адаптационный синдром" было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье.

Адаптация
Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гешталът-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптация сенсорная
Адаптация сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). Сенсорная адаптация может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

Адаптация социальная
Адаптация социальная (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

Адаптивность - не - адаптивность
Тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании, а не адаптивность — в рассогласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентации ("целей" — в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход — наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т. п. Специальный анализ показывает ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, универсальность проявлений неадаптивности человека, существование не только негативных, но и позитивных проявлений неадаптивности. Неадаптивность указывает на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо ("жить значит умирать", "познание есть продвижение к знанию о своем незнании", "мысль изреченная есть ложь" и т. п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, — витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии (см. Рефлексия). Неадаптивность и является таким источником. Неадаптивность — не только неизбежная черта активности, но и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности — специфической привлекательности действий с не предрешенным исходом. Существованием неадаптивных мотивов объясняется "странность" некоторых действий людей, например, кажущиеся иррациональными поступки подростков, такие как "немотивированный" риск, неоправданная враждебность, постановка заведомо неразрешимых задач.

Аддитивность
Аддитивность (от лат. additio — прибавление) — свойство величин, заключающееся в том, что сумма значений величин, соответствующих частям объекта, равна значению величины, соответствующей целому объекту. Свойством аддитивности, например, обладает величина группы, но не обладают межличностные отношения в ней или совместная деятельность.

Ажитация
Ажитация (от фр. agitation — сильное волнение, возбужденное состояние) — аффективное состояние, человека (см. Аффект), возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и др. психогенные факторы. Ажитация проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

Акалькулия
Акалькулия (от греч. а — отрицательная частица и лат. calcuio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операции как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Акселерация
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условии воспитания и норм поведения подростков (см. Нормы групповые) в отдельных случаях становится источником психологических коллизий —возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения (см. Аффект, Барьеры смысловые). Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая акселерация), хотя надежных статистических выводов об этом нет. Однако в последние годы появились сообщения о замедлении темпов акселерации. Исследования и антропологические измерения зафиксировали тенденцию к уменьшению роста детей и массы их тела, что позволило предположить возможное начало декселерации и выдвинуть гипотезу о ритмичности в характере соматического развития и физиологического созревания детей в филогенезе.

Активация
Активация (от лат. activus — деятельный) — состояние нервной системы, характеризующее уровень се возбуждения и реактивности. Следует отличать активацию нервной системы в целом как ее общую характеристику от активации отдельных структур мозга. Понятие оптимального уровня активации означает максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту, вследствие чего достигается высокая эффективность его исполнения. Под индивидуальным уровнем активации понимается привычный для каждого человека уровень активации, на фоне которого преимущественно и реализуется его деятельность. Индивидуальный уровень активации — природная детерминанта индивидуальности.

Активности физиология
Активности физиология — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основа изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии на только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней. Как все неживые системы, окружающая организм среда всегда движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы). Организм же движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая этот эффект ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ — участников энергетического метаболизма. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов). Однако стимул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма — не уравновешивания его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.

Активность
1) "причинность причины" (И. Кант);

Страница 1 из 3 Следующая страница »

« Назад