Психологический словарь

Буква Ф

-= 2 =-

Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное». Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид — средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных (см. Агрессия), стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, к-рое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии (см. Защита психологическая). Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в «обезвреженной» форме. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем — бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пансексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, фрейдизм, по существу, мистифицировал ее.

 

Фрейдомарксизм

Фрейдомарксизм (от фамилий З. Фрейда и К. Маркса) — общее обозначение различных течений, стремящихся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствующихся при этом разнообразными идеями, ориентациями, принципами и основаниями. Наиболее типичны стремления к объединению на основе общности отдельных положений, то есть объединению по принципу равновесной дополнительности. Основателем фрейдомарксизма считается австро-американский психоаналитик В. Райх, согласно которому современная социальная теория должна включать в себя высшие достижения теоретической мысли и их синтез. По В. Райху, такой теорией может быть его сексуально-экономическое учение, основывающееся на «социальном фундаменте К. Маркса и психологическом фундаменте З. Фрейда» и являющееся массово-психологическим и сексуальносоциологическим. По мнению В. Райха, марксистски ориентированная революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за сексуальную свободу (см. Сексология), совершением сексуальной революции и осуществлением новой политики в области сексуальных отношений и воспитания. Сформировавшийся в 20-е гг. XX в. фрейдомарксизм получил значительное распространение в Советской России (М. А. Рейснер, А. Б. Залкинд и др.), где вместе с тем ему было оказано и противодействие (А. М. Деборин, Б. Э. Быховский, В. А. Юринец и др.). Идеи фрейдомарксизма получили определенное распространение в Германии и США. В 60-е гг. ХХ в. в США и Европе (преимущественно во Франции) приобрели популярность различные фрейдомарксистские идеи немецко-американского философа и социолога Г. Маркузе, утверждавшего, что смысл капиталистической эксплуатации состоит в ограничении влечений, и призвавшего к отказу от традиционных ценностей, бунту и революционной борьбе за «раскрепощение» инстинктов, в особенности Эроса. Определенную дань фрейдомарксизму отдал лидер неофрейдизма Э. Фромм. В настоящее время идеи фрейдомарксизма все еще остаются предметом научной полемики и идеологической борьбы.

 

Фрейм

Фрейм (англ. frame — остов) — категория когнитивной психологии и инженерии знаний, введенная М. Минским. Фрейм представляет собой форму интерпретации реальных объектов в виде хранимого в памяти пакета знаний. Специфика фрейма состоит в его смысловой иерархической организации: фрейм начинается с ответов на вопросы «что» и «почему». Фрейм описывает реальность вне ее субъективной динамики, составляющей содержание сценария. В то же время фрейм образует контекстуальную основу сценария и систему предпосылок процесса решения задач.

 

Френология

Френология (от греч. phrenos — душа, нрав, характер и lуgos — учение) — выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что якобы отражается на конфигурации черепа, позволяя составить с помощью специальных измерений френологическую карту, отражающую «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи, храбрости и т. д. В XIX в. френология пользовалась большой популярностью как метод психодиагностики. Однако многочисленные вскрытия показали: череп вовсе не повторяет формы коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Френология на долгие годы дискредитировала рациональное в воззрениях Ф. Галля, а именно принцип локализации функций в коре головного мозга, который позднее получил подтверждение благодаря открытию в 1870 г. Фричем и Гитцигом психомоторных центров в различных частях мозга (см. Локализация высших психических функций).

 

Фригидность

Фригидность (от лат. frigidus — холодный) — сексуальная холодность женщины, проявляющаяся в снижении или отсутствии либидо, сексуальной возбудимости, специфических сексуальных ощущений и оргазма. В прошлом 

фригидность объяснялась биологическими, конституционными факторами. Однако, по мнению современной сексологии, она в большей мере зависит от психических особенностей и условий воспитания. К развитию фригидности могут приводить различные причины: социогенные (неправильное половое воспитание, недостаточное сексуальное просвещение, обусловливающее низкую сексуальную культуру), психогенные (акцентуации характера, нервно-психические заболевания) и соматические (различные соматические заболевания). В современной специальной сексологической литературе понятие фригидности часто заменяется термином «сексуальная дисфункция».

 

Фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

 

Функциональная психология

Функциональная психология (от лат. functio — исполнение) — направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта—Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. В функциональной психологии имелось несколько течений. В европейских странах естественнонаучной трактовки психических функций придерживались Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), идеалистической трактовки — К. Штумпф и представители Вюрцбургской школы (Германия). В Соединенных Штатах сложился другой вариант функциональной психологии, восходящий к У. Джеймсу и представленный двумя школами: Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс). Психология понималась как наука о функциях (или «деятельностях») сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская функциональная психология была оттеснена бихевиоризмом.

 

Функциональное состояние

Функциональное состояние — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур. Функциональное состояние зависит от особенностей характера выполняемой деятельности; значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности; величины сенсорной нагрузки, которая может достигать высоких значений или резко падать в условиях сенсорной депривации; исходного уровня активности нервной системы, как отражения предшествующей деятельности субъекта; индивидуальных особенностей нервной системы; воздействий, выходящих за рамки естественной среды обитания организма (фармакологических, химических, электрических раздражений и т. д.). Функциональное состояние не совпадает с уровнем бодрствования, которое является его поведенческим проявлением. Существуют собственные индикаторы функционального состояния, не сводимые к показателям уровня бодрствования и эффективности деятельности. К ним относятся характеристики биоэлектрической активности мозга, отражающие активность модулирующей системы мозга.

 

Функциональных систем теория

Функциональных систем теория — концепция организации процессов в целостном организме, взаимодействующих со средой. Разработана П. К. Анохиным. В основе теории функциональных систем лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой. Функциональная система — это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Она формируется в процессе проб и ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается соответственному отбору. Соотношение со средой современных организмов представляет собой иерархию функциональных систем, усложнявшуюся в процессе эволюции. Согласно теории функциональных систем в основе поведения — активного отношения организма со средой — лежат качественно специфические ситемные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности. Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, то есть выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия); достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой. Трактовка нейромеханизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита А. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.

 

« Предыдущая страница Страница 2 из 2
Поделиться:

« Назад