Психологический словарь

Буква Н

-= 1 =-

Наблюдение

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных (см. Факторный анализ) и др.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В существенной степени сказывается на  результатах наблюдения уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные  ориентации и т. д. Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдений, контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения

 

Навык

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условии и порядка осуществления актов действия, направленного, на преобразование реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Навыки характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к которьм навык может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.

 

Навязчивые состояния

Навязчивые состояния — непроизвольные, внезапно проявляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные. Термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1868). Хотя больной часто относится к навязчивым состояниям как к болезненным и мешающим ему явлениям, бороться с ними он не в состоянии. Например, в случае навязчивого страха заражения, который сопровождается бесконечным мытьем рук, пациент понимает, что страх его нелогичен, глупо мыть руки «до дыр», ошпаривать яблоко кипятком и т. п., но делает это, дабы смягчить душевную внутреннюю напряженность, лежащую в основе навязчивого состояния. Подобные состояния выделяются в интеллектуальной, эмоциональной (фобии) и моторных сферах. Они являются основным симптомом при некоторых неврозах, встречаются также при шизофрении, психопатиях, органических поражениях мозга. Иногда они возникают у здоровых людей при утомлении, тревоге. Защитно-приспособительный механизм разнообразных навязчивостей состоит в том, что поначалу аморфная, беспредметная аффективная напряженность превращается в определенные навязчивые состояния, позволяющие больному снизить уровень внутренней напряжённости, хотя само содержание навязчивого состояния может быть очень мучительно для него. В связи с этим не рекомендуется «ломать» «навязчивые щиты» большими дозами нейролептиков (см. Психофармакология) — это способствует усилению, «выходу» чисто аффективного расстройства (острой тревоги, тоскливости). При тяжелых формах навязчивых состояний у больных наблюдаются парадоксальные формы реагирования: максимально усиленные защитные реакции против мнимых опасностей при резком ослаблении адекватных инстинктивных форм реагирования на реальные вредности или угрозы. Например, больные с различными навязчивыми состояниями могут спокойно реагировать на обнаруженное у них злокачественное заболевание.

 

 

 

Надежность теста

Надежность теста — один из критериев качества теста (см. Тестирование), относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе надежность теста рассматривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Определение надежности теста может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надежность теста определяется также методами дисперсионного и факторного анализа.

Наркомания

Наркомания — (от греч. nагkё — оцепенение и mania — страстное влечение) — заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формированием абстинентного синдрома (см. Абстиненция), психической и физической зависимостью. По мере развития болезни нарастают личностные изменения наркомана, отмечаются проявления социальной и психической деградации, появляются признаки физического неблагополучия - сомато-вегетативные расстройства, раннее одряхляние. В этой группе людей часты самоубийства.

 

 

НадсознательноеНапряженность психическая

Напряженность психическая — психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Степень психической напряженности определяется многими факторами, важнейшими из которых являются сила мотивации, значимость ситуации (см. Личностный смысл), наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих психическую напряженность, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты (см. Защита психологическая). В ряде интерпретаций психическая напряженность совпадает с понятием психологического стресса.

 

 

Не поддающийся индивидуальному сознательноволевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, обозначавшим его термином "сверхсознание", пНастроение

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве общего фона психической жизни индивида и обеспечивающие преобладание в ней эмоций определенной модальности (ср. радостное, унылое, насмешливое настроение). Обычно настроение формируются под влиянием отдельных жизненных событий — удач, встреч, принятых решений и т. п., но в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляют собой эмоциональную реакцию не на непосредственные последствия таких событий, а на их значение в контексте более общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. Поэтому настроения не предметны, а личностны, отличаются инертностью, диффузностью, отсутствием направленности на конкретные явления, обобщенной адресованлостыо ко всей жизни, к другим людям или своей судьбе. Влияя на характер и интенсивность непосредственных эмоциональных реакций по поводу происходящих событий, сформировавшиеся настроения функционально проявляются в качестве механизма фоновой регуляции деятельности, способного изменять восприятие (см. Перцепция социальная), направление мыслей и поведение человека. Как сами настроения, так и их причины человеком могут осознаваться с разной степенью отчетливости — от субъективно не рефлексируемого эмоционального фона активности до четко идентифицируемых состояний. Умение контролировать свои настроения, находить и усваивать способы их сознательной коррекции (см. Саморегуляция) выступает важной задачей воспитания и самовоспитания. Беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение (см. Депрессия, Эйфория) и быть обусловлены природной конституцией человека (см. Акцентуация характера, Психопатии).

 

Настроение общественное

Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в течение определенного времени. Общественное настроение представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающих отпечаток на поведение различных коллективов, групп, слоев общества, а так же классов, наций и даже народов.

 

Научение

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «научение» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных.

 

Научение социальное

Научение социальное — термин, введенный 6ихевиористами (см. Бихевиоризм) и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. Социальное научение объяснялось при этом исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучалось на животных. Так, белая крыса следовала в лабиринте за другой лишь в том случае, если реакции этой другой подкреплялись пищей. В дальнейшем указанный подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура). Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать. Приобретение новых реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке обычных навыков. В опытах по социальному научению детям демонстрировались фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание) испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени. Хотя в этом варианте концепция социального научения и допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она является механистической и разделяет общие методологические просчеты бихевиоризма.

 

Невроз экспериментальный

Невроз экспериментальный (от греч. nёuгоп — нерв и лат. experimentum — проба, опыт) — вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характеризующееся нарушением адаптивного поведения (см. Адаптация), невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых условных рефлексов, отказом от еды, вегетативными расстройствами и нарушениями сна. Являясь моделью клинических неврозов у человека, он используется для изучения механизмов высшей нервной деятельности.

 

Неврозы

Неврозы (от греч. nёuгоn — нерв) — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Это противоречие — невротический конфликт, закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При неврозе на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов невроза. Клинически выделяются три основные формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Основными симптомами неврастении, возникающей преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, являются раздражительная слабость (возбудимость в сочетании с легкой истощаемостью), лабильность эмоций, неустойчивое настроение, часто пониженное (см. Депрессия).

 

Невротизм

Невротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников (см. Опросники личностные).

 

Негативизм

Негативизм (от лат. negatio — отрицание) — немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социалъных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения (см. Отчуждение личности) от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов. Они находят свое выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения

 

Нейролингвистика

Нейролингвистика (от греч. nёuгоп — нерв, лат. lingua — язык) — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности (см. Речь) и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями современной нейропсихологии нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушении, возникающих в результате воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек работы мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития нейролингвистики связан с работами А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например, учением о фонеме И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. С. Трубецкого, Л. В. Щербы и др.).

 

Нейрон

Нейрон (от греч. nёuгоп — нерв) — зрелая отросчатая клетка, являющаяся морфофункциональной единицей нервной ткани. В нейроне выделяют тело и отростки. Существенной особенностью мембраны нейрона является способность к проведению возбуждения — своеобразного биоэлектрического импульса, распространяющегося по системе волокон. Отростки, по которым возбуждение достигает тела нейрона, называются дендритами, в большинстве случаев ветвятся и присутствуют в количестве двух и более. От тела нейрона импульс проводится по одному неветвящемуся отростку — аксону. Нейроны подразделяют на чувствительные (афферентные или рецепторные, осуществляющие восприятие внешних и внутренних раздражителей с помощью чувствительных окончаний — рецепторов — и передающих возбуждение в центральную нервную систему), вставочные (ассоциативные, обеспечивающие на разных уровнях анализ и синтез поступающей информации) и двигательные (эфферентные или эффекторные, регулирующие механизм адекватного ответа на раздражитель). Функционирование нервной системы основано на взаимодействиях нейронов.

 

Нейропсихология

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. Компенсация психических функций). Основоположник нейропсихологии в СССР А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов (см. Локализация высших психических функций), являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. В нейропсихологии используется синдромный (см. Синдром) анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию

Страница 1 из 2 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад