Психологический словарь

Буква О

-= 1 =-

Обмена теории

Обмена теории — социологические и социально-психологические концепции, построенные на основе модели «экономического человека», т. е. исходящие из представления о нем как о существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Теории обмена рассматривают человеческое поведение как функцию его оплаты. Наибольшую известность приобрели теория взаимодействия итогов, разработанная Д. Тибо и Г. Келли (The social psychology of groups, 1959), теория элементарного социального поведения Дж. Хоманса (Social behaviour: it`s elementary forms, 1961), теория социального обмена П. Блау (Ехсhangе and роwег in sосiаl life, 1964). Согласно теории Д. Тибо и Г. Келли, межличностные отношения регулируются выгодами, которые получают от взаимодействия его участники, и сравнениями этих выгод с потерями. Эмпирические исследования гипотез данной теории были осуществлены с помощью матрицы исходов, заимствованной из математической теории игр. Наиболее известно применение этой матрицы в исследовательской ситуации, получившей название «Дилемма узника». 

 

В теории Дж. Хоманса социальное поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в котором вознаграждение или проигрыш определяют их поведение. Теория основана на бихевиористском представлении о закономерностях поведения (см. Бихевиоризм). Социально-психологическое содержание теории выражено в пятом постулате о так называемой «распределенной справедливости» (distributive justice), который гласит: человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны затратам — чем больше затраты, тем больше доходы. 

 

В социологической концепции П. Блау социальный обмен рассматривается в системе понятий «лидерство», «авторитет» и «нормативная структура», которыми описываются отношения власти и подчинения в неформальных организациях. Наиболее современным вариантом теории обмена является теория справедливости, разработанная Дж. Адамсом, Дж. Уолстером и Е. Бершейд (см. Справедливости теория).

 

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды обобщения соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференциуются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.

 

Образ

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные (см. Восприятие) формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления (см. Мышление наглядно-образное), отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного образа, каковым, в частности, является значение. С точки зрения исследования онтогенетического развития (см. Онтогенез) Образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Бруннер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.

 

Образ мира

Образ мира — целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В понятии образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия — картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. — имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание.

 

 

Обучаемость

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

 

Обучение

Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Поскольку обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, то важной проблемой является организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств (см. Поэтапного формирования умственных действий концепция), а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет обучение общению — организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

 

Общая психология

Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия. Обнаружить и описать общие понятия и методы психологической науки, составляющие содержание предмета общей психологии, можно лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных отраслях психологии. Вместе с тем результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают: 1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление, 2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений, 3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент). Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого общей психологией явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.

 

Общение

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, то есть на установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их «закрытоеть» или «открытость» к общению). Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия эффективности интеракции: согласование позиции, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или. конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. В отечественной социальной психологии интерактная сторона общения рассматривается в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Рассмотренные в единстве три стороны общения создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, совершенствования навыков к нему, особенно необходимых тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением (руководители, педагоги, врачи и пр.).

 

Общение фатическое

Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

 

Общественное мнение

Общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении  различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линии поведения людей. Субъектом общественного мнения являются большие социальные группы — классы, нации и народы. Высшая форма общественного мнения — это мнение общенародное, т. е. в основном совпадающие суждения всего народа по вопросам, представляющим всеобщий интерес. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуации.

 

Объект

Объект — фрагмент реальности, на которую направлена активностъ взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают как вещи для нас, то есть для людей, обладающих сознанием и психикой. Таким образом, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; физиологический его уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредствует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как объект. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно действия и реакции) — одна из существенных особенностей деятелъностного подхода в психологической науке.

 

Объективная психология

Объективная психология — общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественнонаучном смысле слова) наблюдения и эксперимента. Однако предметом этого объективного наблюдения и исследования в различных направлениях объективной психологии назывались разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова, поведение как внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме, «соотносительная деятельность» организма в рефлексологии В. М. Бехтерева, совокупность реакций в реактологии К. Н. Корнилова и др.

 

Обыденное сознание

Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

 

Одаренность

Одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического

 

Одаренные дети

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ)). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами.

 

Одиночество

Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В условиях одиночества актуализируется потребность в общении.

Страница 1 из 4 Следующая страница »

« Назад