Психологический словарь

Буква Р

-= 1 =-

Работоспособность

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный «порыв». Выделение этих стадий основывается главным образом на показателях внешней результативности деятельности.

 

Развитие личности

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А. В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности. В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другим, и т. д. Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в которой происходит социальное развитие личности.  Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития и способу организации общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, в которую она интегрирована.

 

Развитие психики

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (то есть способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур (см. Нейропсихология). Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В. Штерна, К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков (Г. Олпорт) (см. Гуманистическая психология). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм (см. Нормы групповые) и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В 20–30-х годах в отечественной психологии проблематика развития психики разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Развитие психики рассматривалось при этом как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики: обучение должно идти впереди развития (см. Зона ближайшего развития). Он критически оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве развития психики от обучения. Развитие психики человека выступает в единстве с развитием его личности (см. Развитие личности), хотя эти процессы не являются тождественными. 

 

 

Раздражимость

Раздражимость — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения такого изменения, называется порогом раздражимости, или возбудимость, органов чувств является важнейшей предпосылкой отражения организмом объективных свойств окружающей его среды, что составляет сущность процессов чувствительности (см. также Ощущение).

 

Раппорт

Раппорт (от франц. rapport — сообщение, отношение, связь) — тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Понятие раппорта обычно употребляется в нескольких широких и узких, специализированных значениях для характеристики типа связи, кототрая устанавливается: 1) в любых положительных отношениях людей; 2) в различных близких межличностных отношениях; 3) в функциональных отношениях людей в естественных или искусственных условиях, в том числе для характеристики контакта: а) между исследователем и исследуемым; б) гипнотизирующим (гипнотизером) и гипнотизируемым (см. Гипноз); в) психоаналитиком и пациентом (см. Психоанализ). Особое внимание установлению и изучению раппорта уделяется в гипнозе и психоанализе, поскольку считается, что без раппорта осуществление эффективного гипноза или психоанализа невозможно (см. Трансфер).

 

Рассеянность

Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда рассеянность возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена разнообразными факторами: от утомления и отсутствия соответствующей мотивации до тех или иных клинических расстройств, зачастую связанных с нарушениями мышления.

 

Рассудок и разум

Рассудок и разум — два типа работы логического мышления, внутренне связанные, как компоненты целостного процесса познания. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер «некоего духовного автомата» (Б. Спиноза), которому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Разум дает знания более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Разум обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику объективного мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование уже известными понятиями.

 

Рационализация

Рационализация (от лат. rationalis — разумный) — 1) в психоанализе один из защитных механизмов личности, обеспечивающий блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека и формулировку более приемлемых для личности объяснений ее поведения; 2) бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны. Понятие рационализации было введено Э. Джонсом в 1908 г.

 

Реактивные состояния

Реактивные состояния (от лат. rе — против и асtio — действие) — особые психические состояния (психогении), в клинической картине к-рых отражается содержание психической травмы. Выделяют следующие виды реактивные состояния: 1) реактивные депрессии, когда в результате психотравмы человек находится в угнетенном состоянии, проявляющемся в заторможенности, обедненной мимике (человек малоподвижен, на вопросы отвечает односложно, невыразительным голосом), мысли его постоянно сосредоточены на происшедшем, которое патологически переживается; 2) аффективно-шоковые реакции (см. Аффект), возникающие обычно в ответ на какие-либо массовые катастрофы, аварии и проявляющиеся в сужении сознания, панике, беспорядочной двигательной активности или, напротив, полной заторможенности (психогенный ступор). У лиц психопатического склада (см. Психопатии) в ответ на болезнь или тяжелую психотравму могут развиваться реактивные психозы в форме реактивного бреда, сумеречного состояния сознания и пр.

 

Реактология

Реактология (от лат. re — против, асtiо — действие и греч. logos — учение) — направление психологии, трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ (в том числе и человека). Реактология была основана К. Н. Корниловым. Центральное понятие реактологии — «реакция» (все ответные движения организмов, включая одноклеточных) — рассматривалось как универсальное для всех живых существ, как ответ целого организма, а не отдельного органа. Задачу реактологии составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов. Переработка понятия «рефлекс» и расширение его до категории «реакция» давали возможность, по мнению представителей реактологии, осуществить «синтез» субъективной и объективной психологии. Реактология строилась путем эклектического слияния диалектических принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Существование реактологии закончилось в начале 30-х гг. в связи с так называемой «реактологической дискуссией». С этого времени понятие реактологии было устранено из психологической науки.

 

Реакция

Реакция (в психологии) (от лат. rе — против, асtiо — действие) — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

 

Реакция

Реакция (в психологии) (от лат. rе — против, асtiо — действие) — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

 

Регрессия поведения

Регрессия поведения — форма защитной реакции индивида (см. Защита психологическая) при переживании им фрустрации, сильных степеней эмоциональной напряженности, стресса, состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В связи с этим обедняется репертуар реализуемых субъектом поведенческих актов за счет использования более простых и привычных для него стереотипных действий и автоматизмов (П. Фресс). В отличие от замещения (К. Левин), смещения, генерализации (Ж. Нюттен) и других форм преодоления избыточного эмоционального напряжения, при которых целевая структура деятельности остается сохранной и осуществляется поиск новых путей ее реализации, для регрессии поведения характерны изменения в мотивационно-потребностной сфере, что приводит к качественной деградации поведения. (см. Мотивация, Потребность)

 

Редукционизм

Редукционизм (в психологии) (от лат. reductio — возвращение, отодвигание вперед) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому). Редукционизм игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая тем самым психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен (см. Эпифеноменализм). Редукционизм обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых ей социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения.

Рейтинг

Рейтинг (от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В социальных науках рейтинг служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал (см. Шкалирование).

 

Рейтинг-шкалирование

Рейтинг-шкалирование (от англ. raiting — оценка, scoling — определение масштаба) — метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе экспертных оценок (рейтингов).

 

Рекапитуляция

Рекапитуляция (от лат. rесарitulatio — повторение) — краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (см. Филогенез, Биогенетический закон).

 

Релаксация

Релаксация (от лат. relахаtiо — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности (см. Аутогенная тренировка). Эффективным методом обучения релаксации является установление обратной связи с помощью приборов, фиксирующих уровень биоэлектрической активности и делающих его доступным восприятию обучающегося. Релаксация — один из вспомогательных приемов спортивной тренировки, аутогенной тренировки, логопедической работы и т. д.

 

Реминисценция

Реминисценция (в психологии) (от лат. reminiscentia — припоминание) — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин реминисценция был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г.

Страница 1 из 3 Следующая страница »

« Назад