Психологический словарь

Буква С

-= 1 =-

Самоактуализация

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора (см. Мотивация). Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

 

Самовнушение (аутосуггестия)

Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, адресованный самому себе, при к-ром субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Самовнушение ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Произвольное самовнушение достигается посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния (см. Аутогенная тренировка). Эффективному произвольному самовнушению способствуют психическая релаксация, богатое воображение. Непроизвольное самовнушение характеризуется некритическим отношением субъекта к собственным идеям, концепциям, оценкам, отсутствием сомнений в их правильности и достоверности, снижением контролирующих функций сознания. Следствием этого иногда оказывается ригидность психической деятельности. Самовнушение может проявляться в нарушениях функционирования различных систем организма в результате субъективного ожидания определенного расстройства и уверенности, что оно обязательно наступит или уже наступило (см. Ятрогения). Противоположное явление наблюдается в случае плацебо-эффекта. Самовнушение может применяться в качестве метода самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике.

 

Самовоспитание

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

 

Самовосприятие

Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми (см. Восприятие межличностное).

 

Самодетерминации принцип

Самодетерминации принцип — теоретикометодологический принцип психофизиологии, в соответствии с которым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой, принцип самодетерминации позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого организма. Принцип самодетерминации связан с утверждением принципов активности и системности, согласно которым организм не стремится нивелировать воздействия внешней среды, а целенаправленно и активно в ней действует. Принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесс свободного выбора, в ходе которого из системы с неограниченным числом степеней свободы возникает «полносвязная система с единственной степенью свободы» (А. А. Ухтомский).

 

Самоконтроль

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция (см. Воля) основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например в стрессовых ситуациях (см. Стресс).

 

Самонаблюдение

Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Игpaeт важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. Интроспективная психология). Результатом самонаблюдения является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете.

 

Самообладание

Самообладание — способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих Самоотчет

Самоотчет — отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем (см. Самоконтроль, Самоопределение личности). Самоотчет обычно включает нравственную оценку собственных действий (см. Самооценка) и опирается на самонаблюдение.

 

ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу (см. Эмоции). В самообладании проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самообладание — показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.

 

Самоопределение личности

Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение.

 

Самоопределение личности в группе

Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т. п. Самоопределение личности в группе является альтернативой как конформизму, так и нонконформному поведению (см. Негативизм). Самоопределение личности в группе отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Экспериментальное исследование самоопределения личности в группе предполагает: 1) выявление лиц, выражающих согласие с мнением группы; 2) оказание на них псевдореального, специально организованного экспериментатором группового давления, идущего вразрез с действительным мнением группы, то есть не соответствующего принятым в ней нормам и ценностям. В этих условиях удается выделить индивидов, которым свойственно самоопределение личности в группе, и конформных индивидов (см. Конформность). В подлинном коллективе в отличие от диффузной группы самоопределение личности в группе является преобладающим способом реагирования личности на групповое давление и потому выступает как формообразующий признак.

 

Самоорганизации концепция

Самоорганизации концепция — научное направление, возникшее в 50–60-е гг. XX в. на основе статистической физики (И. Пригожин, Г. Хакян), общей теории систем, кибернетики (Г. фон Ферстер, X. Матурана) и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации обнаруживаются в физических, химических, биологических и социальных системах, причем в высокоорганизованных системах они воплощаются с наибольшей полнотой. В психологии концепция самоорганизации может быть распространена на широкий спектр объектов — от психофизиологии до социальной психологии. В первые десятилетия ХХ в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в определенной степени предвосхитившие появление концепции самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико-методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии.

 

 

Самоорганизации концепция

Самоорганизации концепция — научное направление, возникшее в 50–60-е гг. XX в. на основе статистической физики (И. Пригожин, Г. Хакян), общей теории систем, кибернетики (Г. фон Ферстер, X. Матурана) и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации обнаруживаются в физических, химических, биологических и социальных системах, причем в высокоорганизованных системах они воплощаются с наибольшей полнотой. В психологии концепция самоорганизации может быть распространена на широкий спектр объектов — от психофизиологии до социальной психологии. В первые десятилетия ХХ в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в определенной степени предвосхитившие появление концепции самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико-методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии.

 

 

Самооценка

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.Самость

Самость — в аналитической психологии К. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и другими фигурами и образами. Понятие самости введено в оборот К. Юнгом, но ни в работах К. Юнга, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретируется как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т. д.

 

Самотрансценденции личности теория

Самотрансценденции личности теория (от лат. transcendentis — выходящий за пределы) — психологическая теория личности, основанная на идее выхода индивида за пределы себя в актах самополагания. Разрабатывается В. А. Петровским (с 1971 г.). Теория самотрансценденции личности объединяет в себе концепции: «активной неадаптивности» (см. Адаптивность—Неадаптивность) «отраженной субъектности», «свободной причинности», включает в себя психологическую интерпретацию интердисциплинарных категорий: «активность», «Я», «личность», «развитие личности», «трансфинитность», «свободная причина» и др., а также новые понятия: «субъектность», «неадаптивность», «активность надситуативная», «поисковое моделирование», «персонализация» и др. Феноменология самополагания индивида очерчивается на основе предложенных «виртуальной» и «отраженной субъектности» методов, представленных многочисленными экспериментальными методиками (В. А. Петровский. «Личность в психологии: парадигма субъектности». 1995).

 

Самоопределение личности в группе

Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т. п. Самоопределение личности в группе является альтернативой как конформизму, так и нонконформному поведению (см. Негативизм). Самоопределение личности в группе отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Экспериментальное исследование самоопределения личности в группе предполагает: 1) выявление лиц, выражающих согласие с мнением группы; 2) оказание на них псевдореального, специально организованного экспериментатором группового давления, идущего вразрез с действительным мнением группы, то есть не соответствующего принятым в ней нормам и ценностям. В этих условиях удается выделить индивидов, которым свойственно самоопределение личности в группе, и конформных индивидов (см. Конформность). В подлинном коллективе в отличие от диффузной группы самоопределение личности в группе является преобладающим способом реагирования личности на групповое давление и потому выступает как формообразующий признак.

 

 

Самоотчет

Самоотчет — отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем (см. Самоконтроль, Самоопределение личности). Самоотчет обычно включает нравственную оценку собственных действий (см. Самооценка) и опирается на самонаблюдение.

 

Самооценка

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

 

Самость

Самость — в аналитической психологии К. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и другими фигурами и образами. Понятие самости введено в оборот К. Юнгом, но ни в работах К. Юнга, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретируется как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.

Страница 1 из 7 Следующая страница »

« Назад