Психологический словарь

Буква С

-= 2 =-

д.

 

Самотрансценденции личности теория

Самотрансценденции личности теория (от лат. transcendentis — выходящий за пределы) — психологическая теория личности, основанная на идее выхода индивида за пределы себя в актах самополагания. Разрабатывается В. А. Петровским (с 1971 г.). Теория самотрансценденции личности объединяет в себе концепции: «активной неадаптивности» (см. Адаптивность—Неадаптивность) «отраженной субъектности», «свободной причинности», включает в себя психологическую интерпретацию интердисциплинарных категорий: «активность», «Я», «личность», «развитие личности», «трансфинитность», «свободная причина» и др., а также новые понятия: «субъектность», «неадаптивность», «активность надситуативная», «поисковое моделирование», «персонализация» и др. Феноменология самополагания индивида очерчивается на основе предложенных «виртуальной» и «отраженной субъектности» методов, представленных многочисленными экспериментальными методиками (В. А. Петровский. «Личность в психологии: парадигма субъектности». 1995).

 

Самочувствие

Самочувствие — субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Может быть представлено как в виде некоторой обобщенной оценочной характеристики (самочувствие хорошее, плохое, бодрость, недомогание и др.), так и локализованных по отношению к определенным органам, функциям и системам переживаний: признаки дискомфорта в различных частях тела, трудность выполнения определенных моторных и когнитивных актов (см. Когнитивная психология) и т. д. Для разных видов состояний индивида (см. Утомление, Напряженность психическая, Стресс) характерна специфическая симптоматика изменений самочувствия. Этим обусловлено традиционное использование разнообразных симптомов самочувствия в качестве основной группы признаков в многофакторных субъективных методиках оценки психического состояния и работоспособности. Субъективные оценки самочувствия, получаемые в результате стандартизованного опроса или свободного самонаблюдения, являются необходимым элементом проведения различных форм медицинской и психологической экспертизы, оценки условий труда, оптимальности организации разных форм деятельности (учебной, профессиональной, спортивной и др.). Субъективные оценки самочувствия анализируются в совокупности с данными объективных измерений, получаемых с помощью средств психофизиологического и психологического тестирования, а при необходимости — и медицинских наблюдений. 

 

Сангвиник

Сангвиник (от лат. sanquis — кровь) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные —быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. И. П. Павлов считал, что у сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

 

Сверх-Я (Супер-Эго)

Сверх-Я (Супер-Эго) — один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, Сверх-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго («Я») субъекта. Механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и других воспитателей. Отсюда Сверх-Я является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Сверх-Я присущи несколько взаимосвязанных функций. К ним относятся: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования Я-идеала. Если Эго поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно (Ид) и делает что-либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание Эго в форме чувства стыда и раскаяния. Одной из функций Сверх-Я выступает формирование Я-идеала, с которым Эго (Я) соизмеряет себя, к которому стремится и чье требование постоянного самосовершенствования старается выполнить. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно (Ид), запрещая Эго выполнять его стремления и желания.

 

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи — суждения, идеи, представления, занимающие в сознании субъекта не соответствующее их значению преобладающее положение. Сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями. В отличие от бреда, как неадекватного суждения о действительности, сверхценные идеи возникают как патологическое преобразование (нередко запоздалое) естественной реакции на реальные события. При возникновении сверхценной идеи не наблюдается глубоких нарушений сознания и изменений личности. Сверхценные идеи, хотя и с трудом, поддаются коррекции под влиянием веских доводов и изменения жизненных обстоятельств. Обычно сверхценные идеи не становятся стойкими убеждениями и по истечении некоторого времени утрачивают интенсивность либо исчезают. Однако при наличии определенного склада личности и мышления (например, бескомпромиссность, авторитарность, прямолинейность суждений) они могут относительно долгое время занимать сознание субъекта. Сверхценные идеи наблюдаются и при органических поражениях головного мозга, эпилепсии, некоторых формах психопатий и шизофрении.

 

Свойства нервной системы

Свойства нервной системы — устойчивые особенности нервной системы, влияющие — при прочих равных условиях — на индивидуальные психологические особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства нервной системы являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие. Наиболее общее психологическое проявление свойств нервной системы — особенности темперамента человека, однако существуют корреляции и с индивидуальными особенностями познавательных процессов, формирования навыков и др. Свойства нервной системы были открыты И. П. Павловым и легли в основу типологии высшей нервной деятельности, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Пpимeнительно к человеку концепция свойств нервной системы наиболее последовательно разработана в школе Б. М. Теплова. Открыты новые свойства нервной системы — лабильность и динамичность. Обнаружено явление парциальности свойств нервной системы, послужившее основой для выделения частных и общих свойств нервной системы. Первые характеризуют функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, вторые понимаются двояко: как параметры функционирования передних, регуляторных зон мозга и как общемозговые нейрофизиологические особенности, в частности, определяемые корково-подкорковыми соотношениями. 

 

В настоящее время свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: 1) элементарные (свойства отдельных нейронов); 2) комплексные (свойства различных структур мозга); 3) общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга). Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики, целостного поведения пока изучен мало.

 

Сгущение

Сгущение — в психоанализе З. Фрейда, процесс, механизм и способ функционирования психики, обеспечивающие сжатие и сокращение различных информационных и энергетических потоков и цепей, их суммацию и воспроизведение в такой концентрированной или элементарной форме, когда за каждым явным проявлением их таятся скрытые значения. 

 

По З. Фрейду, сгущение проявляется и выражается в различных образованиях бессознательного: в симптомах, в повествовании (поскольку явный рассказ о чем-либо являет собой лишь краткое воспроизведение более обширного содержания), в остротах и шутках, создании неологизмов и забывании слов, ошибочных действиях, фантомных образах, сновидениях и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, особенно определенно и ярко действие и результат сгущения проявляются в сновидениях. 

 

Именно поэтому наиболее основательно сгущение исследовалось З. Фрейдом на материале сновидений, где оно рассматривалось как первый результат работы сновидения, заключающейся в том, что явное сновидение по содержанию своему короче, чем скрытное, то есть представляет из себя своего рода его сокращенный перевод. Сгущение интерпретировалось З. Фрейдом как процесс образования новых единиц сновидения и их сжатия, при наличии точек соприкосновения. В процессе сгущения, по З. Фрейду: 1) определенные скрытые элементы опускаются вообще, 2) в явное содержание сновидения переходит только часть некоторых комплексов и компонентов скрытого сновидения и 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое (см. Смещение).

 

Сексизм

Сексизм — социальные стереотипы, убеждения и верования, утверждаюшие превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывающие социальное неравенство мужчин и женщин. По своим идеологическим функциям в отношениях между полами сексизм аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами. Наиболее распространенная форма сексизма — мужской «шовинизм», но существует и женский сексизм. Истоки сексизма коренятся в абсолютизации и биологизации половых различий, многие из которых на самом деле производны от конкретных социальных условий и культурных норм, многогранны и многоуровневы, а некоторые вообще являются воображаемыми, иллюзорными. Принцип социального равенства полов не означает одинаковости, тождественности, их качеств, но их изучение и интерпретация должны быть методологически корректными.

 

Сексология

Сексология (от лат. sexus — пол и греч. logos — наука) — междисциплинарная отрасль знания, в широком смысле слова изучающая закономерности половой дифференциации, а в более узком — cекcyальное поведение и мотивацию. Термин ввел В. В. Розанов в 1909 г. Первый блок проблем современной сексологии — биолого-медицинские исследования полового диморфизма, соматических, нейрогормональных, биолого-эволюционных и иных природных детерминант и элементов репродуктивной системы, сексуального возбуждения и поведения. Второе направление исследований — социальные и историко-культурные проблемы нормативных аспектов пола и сексуальности, стереотипов маскулинности и фемининности, институциональных рамок сексуального поведения, социальных представлений о «правильном» и «неправильном» поведении и того, как эти представления влияют на реальное поведение людей в разных обществах, средах и социальных группах. Третья составляющая проблемного поля сексологии — психологические исследования сексуальной мотивации и поведения, начиная с его психофизиологических механизмов и кончая социально-психологическими процессами сексуальной аттракции, влюбленности, партнерских взаимоотношений и т. д. Каждая из специальных дисциплин, составляющих сексологию, имеет свою собственную методологию, технику и понятийный аппарат, однако они остро нуждаются в теоретическом синтезе. Сексология не отрицает значения биологических факторов сексуальности, но вместе с тем считает последнюю продуктом социокультурного развития индивида и общества, старается избегать жесткого нормативизма, признает наличие множества индивидуальных и групповых различий эротического воображения («сексуальный сценарий») и поведения людей. Сексология тесно связана со всеми основными направлениями психологии, имеет важное практическое, прикладное, прежде всего медицинское (сексопатология, гинекология, гигиена пола), и социально-педагогическое (половое воспитание и просвещение) значение. 

 

Сексуальная ориентация

Сексуальная ориентация — направленность сексуально-эротических чувств и влечений на представителей определенного пола. Гетеросексуальная ориентация (гетеросексуальность) означает влечение к лицам другого пола, гомосексуальная (гомосексуальность) — своего собственного пола, бисексуальная (бисексуальность) — к представителям обоих полов. Как установил А. Кинси (Kinsey), сексуальные предпочтения и поведение разных людей можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого стоит исключительная гетеросексуальность, на другом —исключительная гомосексуальность, а в центре — та или иная степень бисексуальности. Однако возможность количественного измерения сексуальной ориентации не снимает трудностей ее качественного анализа. Сексуальная ориентация не является делом свободного выбора, но вопрос о ее детерминантах остается спорным. Биологически-ориентированные теории [Джон Мани (Money)] подчеркивают в первую очередь значение генетических и/или нейрогормональных факторов пренатального развития, воздействие которых подкрепляется или модифицируется социальным и сексуальным опытом раннего детства и препубертатного периода (см. Возраст). Социологические и психологические теории [Джон Гэньон (Gagnon)] придают большее значение социальному научению, половой типизации и формированию детских сексуальных сценариев. Однако эти подходы часто не столько альтернативны, сколько взаимодополнительны. В любом случае, формирование сексуальной ориентации тесно связано с формированием и развитием половой идентичности/роли.

 

Сексуальная совместимость

Сексуальная совместимость — соответствие сексуального поведения партнеров, являющееся результатом интеграции социального, психологического, социально-психологического и биологического обеспечения взаимодействия в сфере интимных отношений. Социальное обеспечение чексуальная совместимость определяется степенью социализации сексуальности, уровнем общей и сексуальной культуры партнеров, усвоением сексуальных и общественных норм, что проявляется в выработке сексуальных установок, потребностей, в кинетике и позах полового акта, в отношении к оценке своей сексуальности. Психологическое обеспечение сексуальной совместимости определяется наличием у партнеров соответствия во влиянии на развитие и проявления их сексуальности психических факторов (осознаваемых и неосознаваемых актов) и личностных особенностей. Социально-психологическое обеспечение сексуальной совместимости обусловлено парным характером сексуальной функции, формированием социальной малой группы (семьи), а также социальных ролей, стереотипов мужественности и женственности. Биологическое обеспечение сексуальной совместимости детерминировано анатомо-физиологической сохранностью морфо-функциональных структур и систем, осуществляющих регуляцию сексуальной функции, а также наличием соответствия физиологических сексуальных реакций, обусловленных темпераментом, типом половой конституции и высшей нервной деятельности.

 

Сексуальное поведение

Сексуальное поведение — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью (см. Половая жизнь); явление, важная сфера общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая сексуального поведения включает параметры половой конституции, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности центральной нервной системы, генетические детерминанты. Сексуальное поведение человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования той или иной функции выделяют разные виды отношения к сексуальности, причєм, чем выше уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления сексуального поведения. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки полового напряжения; 2) прокреации, деторождения; 3) рекреации, чувственного наслаждения как самоцели; 4) познания; 5) коммуникации; 6) самоутверждения; 7) достижения внесексуальных целей; 8) поддержания определенного ритуала; 9) компенсации (И. С. Кон). Социализация сексуального поведения проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты сексуального поведения объединены в теории «сексуального сценария» — разновидности поведенческой программы, к-рая предопределяет возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Автономизация сексуального поведения от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру, оно становится более избирательным как в отношении объектов, так и в отношении условий и способов осуществления.

 

Сензитивность

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. Акцентуация характера, Психопатии).

 

Сензитивность возрастная

Сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

« Предыдущая страница Страница 2 из 7 Следующая страница »

« Назад