Психологический словарь

Буква С

-= 3 =-

Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

 

Сенсибилизация

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

 

Сенсомоторный психосинтез

Сенсомоторный психосинтез — управление состояниями сознания субъекта в процессе особого суггестивного диалога. Заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на тех ощущениях, переживаниях, представлениях, которые возникают при их решении. Техника сенсомоторного психосинтеза включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой-либо одной модальности, которые затем объединяются, интегрируются в целостный образ. На следующем этапе используются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Динамика состояния сознания в процессе сенсомоторного психосинтеза сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного «Я», а речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения, переживания. Диалогичность сенсомоторного психосинтеза отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в своей основе. В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида (способность погружаться в состояние измененного сознания), техника сенсомоторного психосинтеза не зависит от этой характеристики субъекта психосинтеза и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе. Важной особенностью метода сенсомоторного психосинтеза является жесткая связь его специальных приемов с функционированием механизмов регуляции психической активности. Метод сенсомоторного психосинтеза может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, применим для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.

 

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. Экстремальная психология). Воздействие сенсорной депривации на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и др.). В условиях сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см. Аффект) переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, которые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см. Эмоции). Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, которые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см. Астения) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

 

Сенсорная система

Сенсорная система (анализатор, орган чувств) — система в организме человека, отвечающая за возникновение ощущения при действии соответствующего раздражителя. Обеспечивает использование характеристик внешней среды для организации поведения. Она включает в себя приемник (преобразующий энергию внешнего раздражения в нервную энергию), проводящие пути (по которым следует эта нервная энергия) и центральный (мозговой) конец ее (где происходит преобразование нервной энергии в ощущение).

 

Сенсуализм

Сенсуализм (в психологии) (от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которой опыт запечатлевает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками сенсуализма эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Э. Кондильяк) в борьбе с приверженцами рационализма, доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане сенсуализм не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием сенсуализма развивалась ассоциативная психология (см. Ассоцианизм). Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, несводимое к чувственным образам, а мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен объяснить.

 

Сигнал

Сигнал (от лат. signum — знак) — процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или неосознаваемое), несущее сообщение о каком-либо событии и ориентирующее живую систему относительно этого события (см. Раздражители). В соответствии с характером анализаторов и других воспринимающих систем выделяются сигналы: оптические, акустические, тактильные, термические, электромагнитные, химические, биоритмические и т. д. Понятие сигнала широко используется в психофизиологии и нейропсихологии (см. Сигнальные системы), в психофизике, инженерной и общей психологии при исследовании перцептивных (см. Перцепция) процессов, в социальной психологии при исследовании процессов коммуникации.

 

Сигнальные системы

Сигнальные системы (от лат. signum — знак и греч. systema — целое, соединение) — первая и вторая сигнальная система (1-я сигнальная система, 2-я сигнальная система) — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). Термин введен И. П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. При относительном преобладании 1-й сигнальной системы складывается художественный тип личности, при преобладании 2-й сигнальной системы — мыслительный, 2-я сигнальной системы возникает в историческом развитии общества как «чрезвычайная прибавка», вносящая новый принцип в работу центральной нервной системы, поскольку пoзвoляет в процессах труда и речевого общения отображать мир в обобщенной (понятийной) форме. 2-я сигнальная система взаимодействует с 1-й сигнальной системы и образует совместно с ней качественно новое целое. Начатое И. П. Павловым благодаря ориентации на речь преобразование понятия о сигнале в понятие о знаке как наделенной значением единице интеллектуальной активности (см. Интеллект) человека (слово обобщает, абстрагирует и т. д.) было развито Л. А. Орбели, в концепции которого знаки выступили в виде носителей культурных смыслов, охватывая наряду с речевыми другие виды знаковых отношений (музыкальные звуки, рисунки, выразительные движения и пр.).

 

Сила нервной системы

Сила нервной системы — одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Выделена и изучена в лабораториях И. П. Павлова, где служила одним из основных параметров для классификации типов высшей нервной деятельности. Согласно Б. М. Теплову и В. Д. Небылицыну. Сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому — отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон. Исследованиями В. Д. Небылицына из синдрома силы нервной системы был выделен синдром нового свойства нервной системы — динамичность.

 

Символ

Символ (от греч. symbolon — условный знак) — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. Символ, напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. Символ — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии (см. Архетип, Аналитическая психология, Психоанализ).

 

Симпатия

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение (см. Эмоции) человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п. Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Может возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека (см. Аттракция). В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия является одним из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.

 

Симультанный

Симультанный (в психологии) ( от лат. simul — в одно и то же время ) — термин, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). При некоторых психопатологиях (например, Афазии, Акалькулии, Амузии и др.) в основе всех нарушений лежит распад симультанного анализа и синтеза (см. Синдромы нейропсихологические).

 

Симуляция

Симуляция (от лат. simulatio — видимость, притворство) — поведение, направленное на имитацию болезни или ее отдельных симптомов с целью ввести в обман. Мотивами симуляции могут быть: достижение определенных льгот, уклонение от обязанностей, стремление обратить на себя внимание (например, при недостатке родительской заботы у детей), потребность в помощи, опеке и т. д. Личностный смысл, цели симуляции могут быть как осознанными, так и неосознанными. Последние случаи наблюдаются, например, у лиц с истерическими неврозами, когда симуляция становится одним из способов неадекватного разрешения невротического конфликта. Среди вариантов симуляции можно выделить умышленную симуляцию, совершаемую заинтересованным лицом с определенной целью, преувеличение (агравация) имеющихся отдельных симптомов заболевания или продление имевшихся ранее симптомов (метасимуляция). Противоположное симуляции поведение, связанное с установкой на сокрытие, затушевывание болезни или отдельных ее проявлений (диссимуляция), также может мотивироваться как осознанными целями (например, выписка из клиники, поступление на работу и т. д.), так и неосознаваемыми, в том числе связанными с компенсаторными формами личностного реагирования.

 

Синдром

Синдром (от греч. syndrome — скопление, стечение) — определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения и развития. Термин «синдром» употребляется в патопсихологии, обозначая определенное сочетание признаков болезни. В последнее время появилось его расширенное толкование в связи с характеристикой проявлений свойств нервной системы, сочетаний определенных признаков, выявляющих акцентуированные черты характера (см. Акцентуация характера), и т. д.

 

Синдромы нейропсихологические

Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение нейропсихологических синдромов составляет основную задачу клинической нейропсихологии (см. Нейропсихология) и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. Нейропсихологические синдромы возникают при поражении так называемых вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом нейропсихологическом синдроме различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, то есть звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи (см. Речь устная), письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет нейропсихологический синдром. Различают нейропсихологические синдромы, связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены нейропсихологические синдромы поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип нейропсихологических синдромов составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.

 

Синестезия

Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый —холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

 

Синкретизм

Синкретизм (в психологии) (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Синкретизм проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э.

« Предыдущая страница Страница 3 из 7 Следующая страница »

« Назад