Психологический словарь

Буква Т

-= 2 =-

Различают ассоциативные проективные тесты (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (психодрама, рисование на свободную тему, игра и др.). Один из наиболее распространенных ассоциативных проективных тестов разработан Г. Роршахом. Он отобрал 10 стимулов — чернильных пятен, реакции на которые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают проективные тесты как наиболее ценные личностные тесты (см. Методы исследования личности), ибо они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции (см. Неврозы) и т. п. Большим достоинством проективных тестов является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Проективные тесты требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики.

 

Тип высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности (Тип нервной системы) — совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о типе высшей нервной деятельности ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно трактовалось как «картина поведения» животного, в дальнейшем стало рассматриваться как результат определенного сочетания выделенных Павловым свойств нервной системы — силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он определил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) сильный, неуравновешенный или «безудержный»; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный или живой; 4) слабый. В соответствии с этими типами ставились четыре темперамента, описанные еще в античности: 1) холерический, 2) флегматический, 3) сангвинический, 4) меланхолический. Выделенные в исследованиях на животных типы высшей нервной деятельности Павлов считал общими у человека и животных. Кроме того, им была предложена классификация специфически человеческих типов высшей нервной деятельности, основанная на соотношении двух сигнальных систем: 1) художественный (преобладание первой сигнальной системы); 2) мыслительный (преобладание второй сигнальной системы); 3) средний. Дальнейшие исследования школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына, обнаружившие сложный и многомерный характер свойств нервной системы, показали упрощенность павловской классификации общих типов высшей нервной деятельности человека, одновременно создав предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфически человеческих типов высшей нервной деятельности находит свое подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга (см. Дифференциальная психофизиология, Свойства нервной системы).

 

Титченер Эдвард

Титченер Эдвард (1867– 1927) — американский психолог. Лидер структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции, с тем, чтобы затем выяснить всеобщие законы, по которым из них складывается структура. Под интроспекцией, согласно Титченеру, следует понимать не обычное самонаблюдение, а особую, вырабатываемую специальной тренировкой способность описывать факты сознания как таковые, отвлекаясь от внешних предметов, представленных этим сознанием. Титченер различал три категории элементов: ощущение (простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, деятельностью), образ и чувство. Отвергая выводы Вюрцбургской школы о том, что истинное мышление свободно от образов, Титченер выдвинул контекстную теорию значения, согласно которой любое знание об объекте строится из совокупности чувственных элементов. В том случае, когда значительная часть элементов не осознается, она образует контекст, в котором имеется сенсорное ядро (особая роль придавалась мышечным ощущениям), берущее на себя функцию заместителя целого, его знака, приобретающего значение благодаря этому контексту.

 

Тифлопсихология

Тифлопсихология (от греч. typhlos — слепой) — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции при обучении и воспитании. Тифлопсихология изучает возможности компенсации нарушений зрительного восприятия с помощью других анализаторов (слуха и осязания), исследует психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Особую часть тифлопсихологии составляет изучение психологии слепоглухих людей с полной ранней потерей зрения и слуха, в обучении и развитии которых отечественная тифлопсихология и сурдопсихология добились заметных успехов (И. А. Соколянский, О. И. Скороходова, А. И. Мещеряков). Использование результатов тифлопсихологии позволяет на научной основе строить процесс обучения, воспитания и трудовой деятельности слепых и слабовидящих.

 

Толерантность

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования (см. Эмоции) на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (см. Адаптация).

 

Толпа

Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Выделяются четыре основных вида толпы: 1) окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.); 2) конвенциональная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, некоторые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения; 3) экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.); 4) действующая толпа, которая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная толпа. (см. Агрессия), объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. Паника массовая): в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, а с другой — сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия

 

Топологическая психология

Топологическая психология (или теория поля) (от греч. topos — место, logos — учение) — концепция К. Левина, согласно которой описание поведения человека в окружающем мире может быть достигнуто путем использования особых математических понятий топологии — науки, изучающей пространственные преобразования, — и векторного анализа. За исходное принимается «жизненное пространство» индивида как целостное поле, внутри которого возникaют и изменяются его психологические силы (стремления, намерения и т. п.), имеющие определенную направленность, величину и точки приложения (обозначаемые математическими знаками). Одни районы «поля» притягивают индивида, другие отталкивают. Это качество объектов было названо их валентностью (положительной или отрицательной), характеризующей мотивационную структуру движимого силами «поля» поведения. Последнее является функцией целостной ситуации, включающей саму личность и ее психологическое «пространство», в к-ром локализованы цели, барьеры на пути к ним и т. д. Попытка Левина перестроить психологию на основе топологии успеха не имела, однако его трактовка мотивации как динамической «системы напряжений», в которой нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты, легла в основаниe ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических фактов и понятий (см. Эффект незавершенного действия, Уровень притязаний).

 

Торможение

Торможение — активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. В первом случае торможение называется центральным, во втором — периферическим. Центральное торможение открыто И. М. Сеченовым (1863). Это открытие оказало глубокое влияние на изучение не только нейродинамики, но и регуляции психических процессов. Периферическое торможение было обнаружено в 1840 г. братьями Эр. и Эд. Вебер, получившими задержку сердечных сокращений при ритмическом раздражении блуждающего нерва. Природа торможения длительное время оставалась неясной. Первоначально физиологи отождествляли его с пассивным состоянием или истощением соответствующих клеток. В настоящее время выявлено два различных способа торможения клеточной активности: торможение может либо быть результатом активации особых тормозных структур, либо возникать как следствие предварительного возбуждения клетки.

 

Торможение безусловное

Торможение безусловное — разновидность коркового торможения; в отличие от условного торможения наступает без предварительной выработки. Безусловное торможение включает в себя: 1) индукционное (внешнее) торможение — экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности (см. Условный рефлекс) при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его — преимущественное обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель; 2) запредельное (охранительное) торможение, которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления (см. Мозг;  Свойства нервной системы).

 

Торможение проактивное

Торможение проактивное (от лат. pro — раньше, activus — действующий) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Термин предложен французским психологом М. Фуко (1928), который опирался на введенное И. П. Павловым понятие внутреннего (условного) торможения, выделенное им наряду с внешним торможением (торможением какой-либо деятельности ориентировочным рефлексом на посторонний раздражитель) и охранительным торможением (предохраняющим нервные центры от переутомления). Внутреннее торможение наблюдается при угасании условных рефлексов, а также их дифференцировании при образовании запаздывающих и следовых условных рефлексов. Влияние проактивного торможения на ответ тем сильнее, чем больший объем материала заучен до данного воспроизводимого элемента и чем более сложной и сходной с настоящей была предыдущая деятельность. В качестве синонима проактивного торможения иногда используется термин «прогрессивное (внутреннее) торможение».

 

Торможение ретроактивное

Торможение ретроактивное (от лат. retro — назад, activus — действующий) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, то есть происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин «ретроактивное торможение» был предложен Фуко (1928). Многочисленными исследованиями установлено, что влияние ретроактивного торможения на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность. В качестве синонима ретроактивного торможения иногда используется термин «регрессивное (внутреннее) торможение».

 

Тотем

Тотем (от алгонкинского «ототем» — его род) — существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним.

 

Традиция

Традиция (от лат. traditio — передача, повествование) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания. В этнопсихологии понятие связки или пучка традиций служит одной из характеристик национальной общности.

 

Транс

Транс (от франц. transir — оцепенеть) — 1) расстройство сознания, проявляющееся автоматическим выполнением сложных актов поведения на протяжении нескольких минут или более длительного времени, без осознания окружающей ситуации и целей своих поступков. Так, в состоянии транса человек может внезапно броситься бежать, начать повторять сложные ритмические действия и движения. Иногда им могут совершаться довольно длительные путешествия. Транс наступает и оканчивается внезапно. Воспоминания об этом периоде отсутствуют. Поведение человека при трансе может казаться окружающим упорядоченным, он в состоянии отвечать на простые вопросы, выполнять привычные действия. Транс наблюдается при неврозах, эпилепсии и нек-рых других психических заболеваниях. 2) Гипнотическое состояние при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, самогипнозе. Практикуется в восточных религиях (см. Йога; Медитация), а также в некоторых техниках психотерапии.

 

Трансактный анализ

Трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние «Родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. п.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. п.). Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные комплексы (см. Аффект), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся». Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь-и-теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при к-рых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: «супружеские игры», «игры в кабинете врача», «игры преступного мира», «игры жизни» и т. д.

« Предыдущая страница Страница 2 из 3 Следующая страница »

« Назад