Психологический словарь

Буква Т

-= 3 =-

В основе многих игр лежат скрипты, или «скрипт-программы» жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

 

Трансфер

Трансфер (от лат. transfere — переносить, переводить) — применяемый в психоанализе З. Фрейда термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.). Чувства любви, восхищения, уважения (позитивный трансфер), а также ненависти, страха, отвращения (негативный трансфер) спонтанно возникают у пациента в психоаналитическом сеансе (см. Психоанализ) при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин, которыми они могли бы быть объяснены. З. Фрейд рассматривал трансфер как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям и проявляющийся не только в терапевтическом сеансе, но и в обыденной жизни субъекта.

 

Тревожность

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий, тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.

 

Трегинг делового общения

Тренинг делового общения — вид социально-психологического тренинга (см. Тренинг социально-психологический), направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности. В группах трегинга делового общения развиваются умения вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания, правильно вести себя в конфликтных ситуациях (см. Конфликт) и т. д. Главная установка, обеспечивающая успешность делового общения, заключается в готовности ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание интересы партнера. В группах трегинга делового общения во время занятий обязательно проводятся групповые дискуссии, ролевые игры, для которых используются ситуации, адекватные содержанию основной деятельности участников занятий.

 

Тремор

Тремор (от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные ритмические мышечные сокращения, вызывающие колебательные движения конечностей, туловища. Выделяется физиологический тремор, постоянно сопровождающий произвольные движения и поддержание статической позы тела. Амплитуда и частота тремора в норме зависят от направления движений и мышечных усилий. Тремор усиливается при утомлении, переживании сильных эмоций. Патологический тремор возникает при хронических отравлениях (например, при алкоголизме), некоторых других нервных и психических заболеваниях. Наиболее часто наблюдается тремор пальцев рук, кистей, головы, век.

 

Тренинг перцептивный

Тренинг перцептивный — вид социально-психологического тренинга (см. Тренинг социально-психологический), направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя (см. «Я»), других людей и отношений, складывающихся в ходе общения. Получаемые в перцептивном тренинге новые сведения побуждают человека к переосмыслению сложившихся представлений о себе и о других людях, в конечном итоге побуждают к самосовершенствованию. В ходе занятий участники группы перцептивного тренинга получают информацию о том, как они выглядят в глазах других людей (см. Рефлексия), как те или иные их действия, поступки воспринимаются ими (см. Перцепция социальная). Такой обмен впечатлениями происходит в групповых дискуссиях, которые организует и направляет ведущий занятия психолог. Широко используются в перцептивном тренинге психогимнастические упражнения, а также приемы психодрамы.

 

Тренинг социально-психологический

Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. Социально-психологическая компетентность). Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах: 

1) овладение психологическими знаниями; 

2) формирование умений и навыков в сфере общения; 

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 

5) коррекция и развитие системы отношений личности. 

 

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм социально-психологического тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. 

 

В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении. 

 

Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей социально-психологического тренинга ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития (см. Уровень развития группы). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий: 

1) принцип активности участников; 

2) принцип исследовательской позиции в процессе работы в группах; 

3) принцип объективации поведения. Важным средством объективации поведения является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи: 

4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов. 

 

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная (см. Экзистенциализм) и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование социально-психологического тренинга.

 

Тропизмы

Тропизмы (от греч. tropos — поворот, направление) — движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды (света, земного притяжения, химических веществ и т. д.) (см. Таксисы). Попытка объяснить на основе тропизмов поведение организмов, обладающих нервной системой, была предпринята Ж. Лебом, концепция которого, строившаяся на принципах механистического детерминизма, оказалась научно несостоятельной.

 

Трудолюбие

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

 

« Предыдущая страница Страница 3 из 3

« Назад