Архетипы

Анима

Постигая тень, мы углубляемся в бессознательное, воспринимая его как дополнительное к себе начало. Но в сферу бессознательных страстей нас увлекает не только отрицание и вражда, но и притяжение любви. Это тоже два полюса мира. Оба пола равно имеют Персону и Тень, при этом Тень у мужчины обычно олицетворяется как другой мужчина, у женщины — как другая женщина. Но подсознание мужчины содержит дополняющий женский элемент, вытесняемый из его внешней жизни, а подсознание женщины — мужской. И своё бессознательное дополнение мужчина воcпринимает прежде всего через женский образ, а женщина — через мужской. Эти образы, которые выступают посредниками между сознательной и бессознательной природой человека, Юнг называет соответственно «Анима» и «Анимус». В этой идее он в некоторой степени следует за своим учителем Фрейдом: бессознательные идеи души, наиболее доступные человеку (а потому и психическая патология) нередко связаны с образом другого пола.

 

Анима — олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчинц. Это смутные настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и способность контакта с подсознанием. В древности для разгадывания воли богов и установления связи с ними использовались жрицы. У эскимосов же шаманы носили (и носят) женскую одежду, чтобы показать женскую часть своей природы, позволяющую связываться со «страной духов».

 

Индивидуальные проявления мужской анимы складываются, как правило, под воздействием материнских черт. «В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу,»— пишет Юнг.[7] «Каждая мать и каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего возраста образа, который соответствует глубочайшей реальности человека».[8] Если мать человека оказывает отрицательное влияние, то действие анимы будет проявляться в раздраженных, подавленных настроениях, состоянии неуверенности, тревоги и повышенной возбудимости. Преодоление этих негативных воздействий помогает упрочить мужественность. В памяти такого человека звучит «Ты никчемен, у других все по-другому, у тебя ничего не получится, ты ничего не стоишь.» Мужчина начинает хандрить, болеть, вся жизнь его кажется печальной и тягостной.

 

Французы некоторых дам, с некоторыми чертами отрицательной анимы, называют роковыми женщинами. Эта черта — склонность предаваться разрушительным иллюзиям. Она зовет, как Сирена куда-то, откуда выхода может не быть. Этот зов может олицетворять мечту о «гнездашке», возврат в материнское гнездо, мечту, далеко уводящую от реальности.

 

Также негативный образ анимы может проявляться у мужчин в форме острых, язвительных, оскорбительных реплик, обесценивающих всех и вся.

 

С другой стороны, когда влияние матери только позитивно, мужчина может становится или женоподобным, либо его начинают превозносить женщины, что не способствует преодолению трудностей в жизни.

 

Чаще всего анима проявляется как эротическая фантазия. Это примитивный аспект анимы, когда мужчине не хватает чувственных отношений с женщиной.

 

Важно понимать, что во всех проявлениях анима обладает свойством проекции, то есть, человек думает о какой-то реально существующей женщине, а не о своем внутреннем мире. Проблемное решение ситуации можно найти только распознав аниму как внутреннюю силу.

 

Но, конечно, есть и положительные черты анимы.

 

Благодаря аниме возможен верный выбор супруги. В жизни существует много фактов, которые невозможно разложить логическим путем. И тогда «на помощь» приходит анима . Она настраивает разум на одну волну с внутренними ценностями. Она берет на себя роль проводника или посредника по отношению к внутреннему пути «Самости».

 

Как показал Юнг, ядро психики «Самость» обычно выражает себя в виде четырехуровневой структуры. Развитие анимы тоже проходит 4 уровня. Первая стадия символизирует образ Евы: инстинктивные и биологические связи. Вторая стадия, когда анима олицетворяет романтический и эстетический уровень, которому присущи черты сексуальности. Третья стадия представлена Девой Марией — образом, поднимающим любовь до вершин духовной преданности. Четвертая стадия — высшая мудрость.

 

Что же значит анима как проводник по внутреннему миру?

 

Это серьезное отношение к своим снам и фантазиям. Рассматривание их как психическую реальность. Если такой подход реализуется, то процесс индивидуации становится единственной реальностью и сможет развиваться в его истинной форме.

 

 

 

С точки зрения астроломифологии Анима соответствует женским архетипам Луны и Венеры. В Китае образом, аналогичным образу Марии, является богиня Гуань Инь. Более популярным воплощением анимы в Китае является «Дама Луны», наделяющая своих любимцев даром поэзии или музицирования, а иногда и бессмертием. Этот архетип в Индии представлен богинями Шакти, Парвати, Рати, а у мусульман — это Фатима, дочь Магомета. Первый — более древний архетип матери, олицетворяющий преемственность вечной реки жизни и детскую восприимчивость души. Именно с Луной и лунным архетипом связана зыбкость чувств и неуверенность в себе, предчувствия и переливы эмоций. Второй — более молодой образ богини любви, выявляющий мощь земного плодородия, также как и развитые, стабильные и глубокие чувства человека. Именно в смысле этого архетипа Анима отличается от души.

 

Юнг говорит о том, что образ Анимы может совпадать у человека с понятием Тени (примером такого смешения может служить мужское утверждение «все беды от женщины».) И в астрологии архетип Луны связан с обманчивым стремлением назад, в детство и иллюзорное бессмертие неосознающей себя природы, а архетип Венеры несёт в себе силу чувственного соблазна, что соотносит его с невидимой властью владыки иного мира. В мифологии есть переходные образы колдуньи-Луны (Геката) или женщины-вампира (Лилит или Ламия), и богиня любви часто противостоит громовержцу, как и его потусторонний противник. Но борьба богини любви с главой пантеона не является вечной и часто кончается браком сильнейшего мужского и сильнейшего женского образа. Юнг негативно оценивает ситуацию, если Анима (как полуосознанное) сливается с Тенью (совсем неосознанным): это говорит о слишком большой власти бессознательного над человеком. И действительно, в этом случае более древний архетип противоборства природных сил, лежащий глубоко в подсознании, не даёт проявиться архетипам более развитого сознания — и вместе с ними чувствам преданной и плодотворной любви.В личном гороскопе образ Анимы, кроме положения Луны и Венеры, прежде всего связан с наиболее слабой планетой, качествам которой сложно проявиться. Это также та планета, которая обычно вызывает серьёзные заболевания, что связывает образ Анимы с характеристикой XII-го дома. Такое определение Анимы подтверждает тот факт, что первая (а может и вторая, и третья) любовь часто возникает к человеку, у которого эти качества сильны. (То есть, если слаб Марс и соответственно есть склонность к болям в голове, первое сильное бессознательное влечение вызывают Овны и т.д. То же справедливо для Рака, где Марс в падении.) Как нечто подсознательно притягательное, образ Анимы может соотносится с качествами планеты, которая слаба в знаке рождения: так называемой падающей планеты (то есть для Овна образ Анимы являет Козерог, так как Сатурн в Овне в падении). Отчасти то же относится к Анимусу у женщины

Поделиться:

« Назад