Семейное консультирование

Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система.

Традиционно данный вид помощи принадлежит к области системной семейной психотерапии. Однако его функции значительно шире и не сводятся только к психотерапевтическому воздействию.

По количеству факторов психологической травматизации семья стоит на первом месте, опережая все другие сферы, даже школу. Важной особенностью семейной жизни является закрытый характер какой-либо информации, что касается семейных проблем, прежде всего травм — физических, моральных или сексуальных. О них не любят говорить ни жертвы, ни сами агрессоры. Это зачастую связано с чувством вины жертвы. В этом причина многих затруднений в решении семейных проблем.

Семейное консультирование (как и семейная психотерапия) опирается на системный подход, то есть рассматривает семью как единую психологическую систему. Это значит, что психологические проблемы касаются семьи и всех ее членов, а не только кого-то отдельно, хотя симптомы этих проблем могут концентрироваться на одном конкретном члене семьи.

Такими проблемами могут быть:

  • алкоголизм и другие виды аддиктивного (зависимого) поведения отдельных членов семьи;
  • созависимость или нездоровая психологическая зависимость людей друг от друга;
  • нарушение семейных отношений (конфликты, супружеские измены, семейная агрессия тому подобное);
  • проблемы детей (болезни, школьные фобии, неврозы, нарушение поведения и т.п.) как реакции на неблагоприятный климат в семье или конфликтные отношения взрослых и многое другое.

К сфере семейного консультирования, кроме проблем супружеских отношений, также принадлежат проблемы взаимодействия различных подсистем семьи, к которым можно отнести детско-родительские отношения, отношения между представителями различных поколений, живущих вместе, а также отношения семьи с внешними институтами, детскими учреждениями.

Важными являются и проблемы адаптации к изменениям, происходящим в семье. Это не только подготовка к таким важным событиям семейной жизни, как брак, рождения детей и т.п.. Это и «нештатные» проблемы, которые возникают при разводе родителей и создании ими новых семей, воспитание детей в неполной семье и отношения между бывшим супругами и детьми после развода, проблемы усыновления и воспитания неродных детей и мн. др.

Детско-родительские отношения часто не менее драматичны, чем супружеские, они также перегружены множеством игр, в том числе и силовых. Дети, как правило, усваивают типичные игры родителей. Воспитание часто даже неосознанно сводится именно к этому. Отношение родителей к мужским и женским ролям формирует сценарные убеждения их детей по семейным ролям партнеров по браку и перспектив семейных отношений в целом.

С помощью системы ролевых ожиданий родители, сами того не подозревая, программируют будущую судьбу своего ребенка.

Отдельной отраслью семейного консультирования является консультирование родителей по поводу проблем детей и детского воспитания. Важно убедить родителей, что проблемы детей редко существуют сами по себе, что помощь обычно требуется всей семье, в частности и родителям. Целевая психотерапевтическая помощь ребенку может не дать результатов, если не будет изменений во всей семейной системе, если не оздоровить всю систему семейных отношений.

Поскольку психологическая помощь должна быть комплексной, удобной моделью исследования семейных отношений являются семейные роли. В них, с одной стороны, заложены основные функции, статусы и позиции членов семьи, с другой — это личностные модусы, в которых через ролевые идентичности функционируют личности участников.

Принятие роли является важным условием взаимодействия в семье, что, в свою очередь, связано с конгруэнтностью ролевых ожиданий и притязаний участников взаимодействия. Учитывая это, можно сделать вывод о ролевую совместимости в семье.

Существует ролевая концепция Шарон Вигшейдер (Sharon Wegscheider), где рассматриваются детские роли в алкогольных семьях (их можно экстраполировать и на другие виды семей). Это такие роли, как «Герой», «Приспособленец», «Талисман», «Козел отпущения», «Потерянный ребенок». По мнению автора, эти роли выступают индикаторами семейных дисфункций.

В работе с семьей имеют дело и с многими другими психологическими семейными феноменами, будь-то семейные игры, семейные стереотипы, семейные мифы, семейные истории, семейные тайны. Их можно использовать и как диагностический инструмент, и как материал для психологической коррекции.

В своей работе я использую генограмму. Мы исследуем мифы семьи, установки, которые действуют на того или иного члена семьи.

Поделиться: