Пространство отношений
Юнг признавал, что двое людей создают бессознательные отношения, состоящие не только из психического содержания личного опыта ранней жизни. Это психические содержание, которое Юнг называл «архетипами», представляет собой спонтанные самоорганизующиеся структуры безличных слоев коллективного или объективного бессознательного. В отличие от личностных смыслов такие архетипические аспекты коллективного бессознательного не могут полностью вос-
приниматься как выходящие из одного человека и направляющиеся за пределы личности к другому. На самом деле, архетипические процессы создают «третью область» между людьми, которая не может быть пережита или понята через пространственное понятие внутреннего и внешнего. Ощущение пространства, создающегося внутри взаимоотношений, не может пониматься как «пустое пространство», характеризующее область, посредством которой в
значительной степени передаются личные проекции. Скорее, эта «третья область» имеет свою собственную характерную объективность: субъективно-объективное качество. Индивидуальные проекции не могут отделяться от объективных преобразующих тенденций, поскольку они взаимодействуют внутри этой «промежуточной реальности», и никакая из них не является причиной существования для другой. Когда Юнг анализировал эту огромную бессознательную третью область между людьми (что было его способом изложения переносного и контрпереносного процесса),он также подступился к архетипическим аспектам внутри научной парадигмы проекции. В действительности работа Юнга помогла нам увидеть, что способно проецироваться нечто большее, чем личностные содержания.
Кроме того, архетипические уровни создают «третью область», которая не может быть охвачена просто как вещи, подобные спроецированным частям, с которыми могут сталкиваться люди. Скорее, архетип создает парадоксальное ощущение пространства, в котором человек одновременно оказывается и изнутри, и снаружи — как наблюдатель, но находящийся внутри
самого пространства. Кроме того, в отличие от акцента на субъективности в психоаналитических подходах к «третьей области», я обнаружил, что также должна рассматриваться сопутствующая объективность процесса, исходящая из включения архетипических измерений.
Пространство, что мы занимаем, кажется, изменяется, и вместо того, чтобы быть субъектами, наблюдающими «третью вещь», мы начинаем чувствовать себя внутри нее и приходим в движение благодаря ей. Мы становимся объектом, а пространство само по себе и его эмоциональные состояния представляют собой субъект. В таких переживаниях старые формы отношений отмирают и трансформируются. Это как если бы нам стало известно о
присутствии гораздо большего во взаимоотношениях — глубинного сакрального измерения. Мы осознаем смысл «единства», который возникает в одиночестве и с нашим партнером. Это то «единство», что кажется вселяющим в отношения чувство трепета и тайны. Когда такой опыт интенсивен, уважение берет верх там, где когда-то правила власть. Страх становится принят как маркер пребывания на верном пути, поскольку человек теперь идет по направлению к неизвестному на пути расширения горизонтов и готовности быть тронутым истиной, существующей внутри взаимоотношений.