Коучинг

Когда все вершины покорены. (Кризис достижения)

Но если мы задумаемся об индивидуальной жизни человека достижений, то заметим, что ценности альпинизма заминированы неизбежным финальным поражением. Они требуют, чтобы каждая следующая вершина была выше (и труднее) предыдущей. И непременно наступает момент, когда альпинист покорил «вершину-выше-неба», спустился с гор и обнаружил, что сил и молодости уже не хватает, чтобы лезть еще выше.А в личной жизни он не построил доверительных отношений, ведь он все время покорял вершины. И спутница привыкла к определенному уровню жизни. Дети выросли сами по себе и нужны им только деньги...

А штурмовать еще более высокие вершины отправились молодые, а тебе предлагается — то, что тебе по силам — влезть на гору чуть-чуть поменьше. Это по-прежнему очень высокая гора, доступная немногим и требующая от тебя максимального напряжения сил, — но она ниже. Может быть, это лишь временное отступление, подготовка к еще большему подвигу? Возможно. Но возможно и иное: после горы пониже будет еще одна гора — еще пониже и пожиже — и так через некоторое время человек достижений осознает, что его главное достижение осталось позади, а впереди — длинный и неровный, со спусками и подъемами, путь вниз.И зачастую человек начинает болеть, теряет мужскую силу, начинаются проблемы в семье, измены, поиски "допинга", чтобы чувствовать себя на высота. Это тяжелая психологическая драма для человека, всерьез зараженного достиженчеством. Пережить и принять то, что твоя главная вершина позади, категорически невозможно. И приходится это на кризис среднего возраста - 40-45 лет. Хотя в бизнесе пик достижений может быть и позже, но потом только спад.И что дальше?

«Возьми меня к реке, положи меня в воду, учи меня искусству быть смирным»

Обратившись к опыту фанатичных альпинистов, мы увидим несколько моделей жизни после покорения главной вершины. Позитивная модель — «достигать через достижения других»: фокус с собственных восхождений переносится на тренировку команды. Увы, так получается у меньшинства. А что же большинство? Либо начинают болеть, погружаются в тоску, депрессию, рано умирают, либо продолжают вопреки разуму повышать целевую планку и гибнут: идут на такую вершину, откуда не возвращаются. Не замечали ли вы такого и в бизнесе? Обнаружив, что дорога неуклонно ведет вниз, человек достижений или теряет интерес к работе и к жизни, или же затевает сумасшедшие бессмысленные проекты и разоряется. Такова логика мотивации достижений: либо вверх — либо ничего больше не нужно.

Заменив метафору «альпинизм» метафорой «путешествия», мы уйдем от покорения вершин и начнем изучать долины. Мы перестанем сравнивать вершины (и перевалы) по высоте и подпитывать потребность в достижениях. А значит, ни в 40, ни в 60, ни в 90 лет мы не дойдем до своей главной вершины и не начнем путь вниз. Мир бесконечен, как и любопытство путешественника, а потому путнику всегда есть куда податься, чтобы подивиться новой долине, и даже смерть — главный экзистенциальный вызов для современного нерелигиозного человека — окажется не более чем следующей долиной: сюрприз после особо трудного (а может, и легкого — кто знает?)  — перевала.

А как же бизнес?

«Хорошо, — скажет, вдумчивый читатель, — метафора горного путешествия, в отличие от метафоры альпинизма, делает человека счастливым и позволяет ему преодолеть главный экзистенциальный вызов — принять старость и смерть. Но позволит ли она создать успешный бизнес? Как управлять «путешественниками»?»

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос — но есть два наводящих соображения. Первое имеет общий характер и лежит в русле нашей метафоры: команда горных путешественников — это не зеваки и не горожане на пикнике. Они — пассионарии, которые проходят сотни километров, влекомые вперед жаждой нового. Напряжение их воли ничуть не меньше, чем у альпинистов, а то и больше, поскольку они не ждут неделями погоды в базовом лагере, а все время идут дальше с рюкзаком на плечах.

Модель путешествия — это особая корпоративная культура, которая в теории спиральной динамики называется культурой согласия и культурой синтеза. От амбициозных KPI и повышения планки как главного инструмента управления мы переходим к экспериментам по созданию новых продуктов и новых сервисов, делающих счастливым клиента. От покорения финансовых вершин современный западный бизнес идет к изучению новых технологических долин. Это непростой ценностный и культурный разворот, но шанс изменить модель жизни человека и повысить эффективность бизнеса — есть.

« Назад
Яндекс.Метрика