Психологический словарь

Буква К

-= 1 =-

Каталепсия

Каталепсия (от греч. katalepsis — схватывание, припадок) — сноподобное состояние, характеризующееся понижением чувствительности к внешним и внутренним стимулам, «восковой гибкостью», проявляющейся в непроизвольном, без усилий сохранении позы. Каталепсия может возникать в гипнотическом сне (см. Гипноз), а также при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, истерия и др.).

 

Катарсис

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. 

 

Традиционно понятие катарсиса трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие катарсиса квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т. д. 

 

В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. Фрейдизм) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

 

Категориальный анализ

Категориальный анализ (в психологии) (от греч. kathegoria — высказывание, признак) — способ изучения развития психологического познания как деятельности (М. Г. Ярошевский), элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и др. (базисные категории), сознание, деятельность, личность и др. (метапсихологические категории). В психологическом познании различают два уровня: эмпирико-теоретический и категориальный. В сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и т. д., представлен первый уровень. Что же касается направляющего это сознание категориального аппарата, то его роль может быть раскрыта только путем специального категориального анализа как особой разновидности историко-теоретического исследования. Применение категориального анализа позволило, в частности, понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, отличную от философии и физиологии (это было обусловлено возникновением ее собственной научно-категориальной структуры). Категориальный анализ различных научных школ (см. Школа научная) раскрывает зависимость их возвышения и упадка помимо других факторов и от запросов логики развития психологического познания (так, появление бихевиоризма было связано с введением в категорию психического действия таких признаков, как объективная наблюдаемость в системе связи организма со средой, а распад этой школы — с трактовкой категории психического образа в духе прежнего интроспекционизма). Будучи формой самопознания науки, категориальный анализ служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований (см. Теоретическая психология).

 

Категориальный строй психологии

Предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических, только ей присущих характеристиках. Категориальный строй психологии обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания. Для выявления компонентов категориального строя психологии, уровня их развития и форм взаимосвязи необходим специальный категориальный анализ. Категориальный строй психологии складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований.

 

Категоризация

Психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные (см. Сенсорная система) и перцептивные (см. Перцепция) эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. Процесс категоризации непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект которых воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как представитель некоторого обобщенного класса, причем на этот объект переносятся особенности и характерные признаки данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в когнитивной психологии соответствует положению об опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами — обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого опыта являются прежде всего семантические структуры естественного языка (вербальные значения); формой фиксации опыта могут выступать и символы, выразительные движения, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и т. п. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочивания через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания, ее дифференциально-психологические аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Являясь средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания, как таковые, могут и не осознаваться субъектом. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование которой изучают генетическая (см. Эпистемология генетическая) и общая психология.

 

Катексис

Катексис (от англ. неологизма cathexis — количество энергии) — в психоанализе, энергетический заряд, своеобразный квантум психосексуальной энергии, аналогичный, подобный или тождественный электрическому заряду. 

 

Считается, что либидо (энергия сексуального влечения) состоит из определенной совокупности катексисов, которая в зависимости от различных факторов может увеличиваться (гиперкатексис), уменьшаться (гипокатексис), присоединяться к объектам (объект-катексис), отсоединяться от объектов (отвод катексиса), взаимодействовать с различными элементами и структурами психики и личности (ид-катексис, эго-катексис и т. д.), репрезентировать представления и объекты в психических структурах и перемещаться от одной структуры к другой. 

 

Согласно этим представлениям, в психике функционируют положительно и отрицательно заряженные катексисы, взаимодействие которых предполагает существование контркатексиса и антикатексиса, обеспечивающих противоборство катексиса и подавление его.

 

Каузальная схема

Каузальная схема — (от лат. causa — причина) — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения: а) принципов анализа причинности в сфере социального восприятия (см. Перцепция социальная); б) устойчивых представлений о конкретных причинных связях. 

 

Это понятие приобрело широкое распространение в связи с развитием исследований каузальной атрибуции (см. Атрибуция каузальная). Основными составляющими каузальной схемы, согласно наиболее распространенной в западной социальной психологии теории Дж. Келли (1972), являются три принципа: 1) принцип обесценивания — восприятие роли данной причины в обусловливании события как меньшей вследствие наличия других причин, потенциально способствующих его наступлению; 2) принцип усиления —восприятие роли данной причины в обусловливании события как большей в результате наличия препятствующих его наступлению факторов; 3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях — систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики. 

 

Основным направлением этих искажений является переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности. Общие принципы каузальной схемы рассматриваются как наиболее общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные каузальные схемы, представляющие собой устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основными факторами, определяющими уровень каузальных схем, используемых в анализе причинности на уровне «житейской психологии», являются степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида.

 

Каузометрия

Каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982). Каузометрия относится к числу биографических методов; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Проводится в форме интервью, которое состоит из шести основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий, их датировка, причинный анализ межсобытийных отношений, целевой анализ, обозначение сфер принадлежности событий. Используются также дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значимость «для себя» и «для других людей», локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

 

Кластерный анализ

Математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (например, испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в других метриках. Метод кластерного анализа нашел широкое применение в психолингвистике.

 

Климат социально-психологический

Социально-психологический климат (от греч. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. 

 

Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (см. Тренинг социально-психологический; Игра деловая). 

 

Социально-психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Синонимы понятия социально-психологический климат — морально-психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива.

 

Клиническая психология

Клиническая психология (от греч. klinike — врачевание, kline — постель, ложе) — область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи клинической психологии определяются практическими потребностями клиники — психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию (см. Психосоматика). 

 

В круг проблем соматопсихологии входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим. Особое значение в соматопсихологии имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами — внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, бронхиальная астма и др.), в происхождении и течении которых ведущее место занимают психические факторы. Разделение клинической психологии на пато-, нейро- и соматопсихологию весьма условно и отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. 

 

Области клинической психологии сближаются благодаря задачам исследования, применяемым методам, а также в связи с наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов клинической психологии. Теоретическое и прикладное значение клинической психологии раскрывается в решении вопросов совершенствования диагностической и экспертной работы, психологического потенцирования лечебных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе заболевания. В зарубежной, в частности, американской, психологии, объем клинической психологии соответствует содержанию понятия «медицинская психология».

 

Ключевые раздражители

Биологически значимые для животных объекты живой и неживой природы (см. Инстинктивное поведение животных).

 

Когнитивная карта

Когнитивная карта — (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).

 

Когнитивная психология

Одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Л. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

 

Когнитивная сложность

Психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека.

Страница 1 из 3 Следующая страница »

« Назад