Психологический словарь

Буква А

Абстинентный синдром
Алкогольный или опийный абстинентный синдром наблюдается в период уменьшения содержания алкоголя или наркотического вещества в организме и свидетельствует о наличии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

Причины возникновения и развитие заболевания

Абстинентный синдром у алкоголиков обычно начинается через 7-10 часов после прекращения приема алкоголя и длится от нескольких часов до нескольких дней. Прием спиртных напитков купирует абстинентные расстройства. На начальных стадиях своего развития абстиненция возникает только после больших доз спиртных напитков, в дальнейшем — независимо от количества принятого алкоголя.
Абстинентный синдром у наркоманов развивается при прекращении введения наркотического вещества через сутки и более. Чем большая доза вводилась наркотического вещества, тем тяжелее абстинентный синдром.

Абстиненция
Абстиненция (от лат. abs — из-за, teneo — держаться) — состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин “абстиненция” ошибочно приравнивают к похмельному абстинентному синдрому, в то время как речь идет о более тяжелых состояниях, соответствующих второй (развернутой) стадии алкоголизма, возникающих после 2—16 лет регулярного употребления алкоголя. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества или алкоголя, его доз и продолжительности употребления. Характерными проявлениями абстиненции являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто сопровождающееся идеями самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в принятии алкоголя или наркотика и др. Возможно присоединение бессонницы, пугливости, тревожности, суицидальных тенденций (см. Суицид), а также развитие алкогольной эпилепсии.
Абстракция
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "абстракция".

Абулия
Абулия (от греч. abule — безволие) — патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляющееся в частичном или полном отсутствии желаний, инициативы, побуждений к деятельности, в неспособности принять решение (см. Принятие решений) и осуществить нужное действие, хотя необходимость его может осознаваться. Абулию следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и устранимой направленной тренировкой (см. Воля, Саморегуляция). В психопатологии различают врожденную абулию, сопровождающую глубокие степени олигофрении (см. Олигофренопсихология), и приобретенную абулию, являющуюся результатом обширных травм лобных долей мозга или тяжелых психических заболеваний (депрессии, шизофрении, психозов, запущенных форм наркомании и т. гг.).
Авиационная психология
Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет авиационной психологии — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект авиационной психологии — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект авиационной психологии — летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД.
Австрийская (Грацская) Школа
Группа исследователей (X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. преимущественно в Грацском университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии в 1894 г. и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Австрийская (Грацская) школа известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной X. Эренфельсом проблемы целостности сознания, который ввел в психологическую науку термин “гештальткачество” для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом.
Автоматизм
Автоматизм (в психологии) (от греч. automatus — самодействующий) —действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловнорефлекторных программ, и "вторичные" автоматизмы, образующиеся прижизненно. При "вторичных" автоматизмах устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.
Авторитарность
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. Роль). Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает.

Авторитет
Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. Статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие “авторитет” в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти. Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других (см. Отраженная субъектностъ) и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.
Аггравация
Аггравация (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К аггравации склонны люди с истероидной акцентуацией (см. Акцентуация характера), страдающие психопатическими заболеваниями, а также лица пожилого возраста, имеющие выраженные изменения психики. Аггравацию следует отличать от симуляции, при которой из корыстных побуждений демонстрируются признаки на самом деле отсутствующего заболевания.
Агнозия
Агнозия (от греч. а — отрицательная. частица и gnosis — знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга.

Различают:

1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;

2) тактильные агнозии, проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия);

3) слуховые агнозии, проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству (см. Афазия), или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

Аграфия
Аграфия (от греч. а — отрицательная частица и grako — пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Аграфия у детей — одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с органическим недоразвитием мозга; может наблюдаться и при расстройствах речи, связанных с нарушением звукового анализа слов вследствие тугоухости или глухоты. Аграфия у взрослых — одно из проявлений афазии.

Агрессия
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой - либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Выделяются следующие виды агрессии:

Вербальная агрессия - Вербальная агрессия - агрессивное - поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.

Враждебная агрессия - агрессивное поведение, имеющее цель нанести ущерб объекту агрессии.

Инструментальная агрессия - агрессивное поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то позитивным целям.

Косвенная агрессия - агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Прямая агрессия - агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не скрывается.

Физическая агрессия - агрессивное поведение с использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта.

Адаптационный синдром
Адаптационный синдром (от греч. syndrome — стечение) — совокупность адаптационных реакций организма человека, и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие "адаптационный синдром" было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье.

Адаптация
Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гешталът-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптация сенсорная
Адаптация сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). Сенсорная адаптация может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

Адаптация социальная
Адаптация социальная (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

Адаптивность - не - адаптивность
Тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании, а не адаптивность — в рассогласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентации ("целей" — в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход — наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т. п. Специальный анализ показывает ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, универсальность проявлений неадаптивности человека, существование не только негативных, но и позитивных проявлений неадаптивности. Неадаптивность указывает на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо ("жить значит умирать", "познание есть продвижение к знанию о своем незнании", "мысль изреченная есть ложь" и т. п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, — витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии (см. Рефлексия). Неадаптивность и является таким источником. Неадаптивность — не только неизбежная черта активности, но и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности — специфической привлекательности действий с не предрешенным исходом. Существованием неадаптивных мотивов объясняется "странность" некоторых действий людей, например, кажущиеся иррациональными поступки подростков, такие как "немотивированный" риск, неоправданная враждебность, постановка заведомо неразрешимых задач.

Аддитивность
Аддитивность (от лат. additio — прибавление) — свойство величин, заключающееся в том, что сумма значений величин, соответствующих частям объекта, равна значению величины, соответствующей целому объекту. Свойством аддитивности, например, обладает величина группы, но не обладают межличностные отношения в ней или совместная деятельность.

Ажитация
Ажитация (от фр. agitation — сильное волнение, возбужденное состояние) — аффективное состояние, человека (см. Аффект), возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и др. психогенные факторы. Ажитация проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

Акалькулия
Акалькулия (от греч. а — отрицательная частица и лат. calcuio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операции как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Акселерация
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условии воспитания и норм поведения подростков (см. Нормы групповые) в отдельных случаях становится источником психологических коллизий —возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения (см. Аффект, Барьеры смысловые). Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая акселерация), хотя надежных статистических выводов об этом нет. Однако в последние годы появились сообщения о замедлении темпов акселерации. Исследования и антропологические измерения зафиксировали тенденцию к уменьшению роста детей и массы их тела, что позволило предположить возможное начало декселерации и выдвинуть гипотезу о ритмичности в характере соматического развития и физиологического созревания детей в филогенезе.

Активация
Активация (от лат. activus — деятельный) — состояние нервной системы, характеризующее уровень се возбуждения и реактивности. Следует отличать активацию нервной системы в целом как ее общую характеристику от активации отдельных структур мозга. Понятие оптимального уровня активации означает максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту, вследствие чего достигается высокая эффективность его исполнения. Под индивидуальным уровнем активации понимается привычный для каждого человека уровень активации, на фоне которого преимущественно и реализуется его деятельность. Индивидуальный уровень активации — природная детерминанта индивидуальности.

Активности физиология
Активности физиология — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основа изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии на только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней. Как все неживые системы, окружающая организм среда всегда движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы). Организм же движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая этот эффект ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ — участников энергетического метаболизма. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов). Однако стимул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма — не уравновешивания его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.

Активность
1) "причинность причины" (И. Кант);

2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, — о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, — говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты (см. Рефлекс), поисковая активность (см. Активность поисковая, Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта (см. Адаптивность— Неадаптивность, Активность надситуативная, Самотрансценденции личности теория). В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

Активность характеризуется здесь такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения (см. Поленезависимость), надситуативностью, то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны "прошлого" (обычные причинно-следственные отношения") или со стороны возможного "будущего" ("целевая" детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта — в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

Активность личности
Форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. Активность личности обнаруживает себя в волевых актах (см. Воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего существования и развития (см. Самоопределение личности); Активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность "продолжает" себя в других людях, приобретая в них свою "отраженность". В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, — реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, или (и) действуя "надситуативно", то есть за пределами своих исходных побуждений и целей (см. Активность надситуативная, Я, Идея, Субъект, Персонализация. Отраженная субъектность, Трансфинитностъ).

Активность надситуативная
Способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности (см. Установка). Надситуативная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, "бескорыстного" риска, сверхнормативной активности (см. Эффективность группы).

Активность поисковая
Поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Поисковая активность — обязательный компонент многих типов поведения.

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. Синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см. Психогении), адресованным к так называемому "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы акцентуаций характеров:

1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) шизоидный —отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. Экстраверсия —Интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания (см. Эмпатия), трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятно мнения других п, как следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости., фантазированию и притворству, используем; для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" (см. Ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании;

11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый — склонность легко поддаваться слиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный (см. Конформность) — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от "чистых" типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

Акцептор результатов действия
Акцептор результатов действия — (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его "опережающим отражением". В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению, в случае частичного несовпадения вводятся поправки с программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

Алексия
Алексия (от греч. а — отрицательная частица, lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

Альтруизм
Альтруизм (от лат. alter — другой) — система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин "Альтруизм" введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм.

Амбивалентность
Амбивалентность (от греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Понятие "амбивалентность" было предложено в начале XX века швейцарским психиатром Э. Блейлером, для обозначения одного из существенных признаков шизофрении — склонности больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией.

Различают ряд видов амбивалентности: 1) амбивалентность в аффективной области (см. Аффект), когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами. 2) амбивалентность в области интеллектуальной деятельности, характеризующейся одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей, и 3) амбивалентность в области воли (амбитендентность), для которой характерны двойственность движений, действий и поступков.

Амнезия
Амнезия (от греч. а — отрицательная частица и mneme — память) — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы амнезии — ретроградная и антероградная. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию (например, травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды.

Анализ
Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять анализ на уровне оперирования понятиями. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

Анализ через синтез
Термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. Анализ через синтез означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Анализ через синтез обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса.

Анализатор
Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие "анализатор" введено И. П. Павловым. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел —рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути — афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность, 3) корковые проекционные зоны.

Аналитическая психология
Система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления — психоанализа 3. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному. Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов (см. Ассоциативный эксперимент): неадекватная реакция, (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека аналитическая психология считает индивидуацию —особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей — экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности (см. Экстраверсия — Интроверсия).

Анальгезия
Анальгезия (от греч. analges — обезболенный) — снижение или полное устранение чувствительности к боли

Ананказмы
Ананказмы (от греч. anankasmus — вынуждать, заставлять) — разновидность навязчивых состоянии, не адекватных ситуации, распространяющихся на двигательную сферу с образованием навязчивых ритуалов. Например, навязчивое мытье рук, стремление не наступать на черту, чтение подряд всех вывесок, попадающихся на пути и т. п. Ананказмы наблюдаются у людей мнительных, чрезвычайно тревожных (см. Тревога), педантичных при развившемся неврозе навязчивых состояний и психастении. Синоним ананказмы — обсессии.

Андрогиния
Андрогиния (от лат. and-ros — мужской, gynes — женский) — понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами.

Анима, анимус
Анима, анимус (от лат. anima — душа и animus — дух) — понятия аналитической психологии К. Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. Архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус). По К Г. Юнгу, как индивидуальные образы, Анима и анимус действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской или мужской природы и обладают личностным характером. Анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный "образ женщины", а анимус являет собой неопределенно-многоформенное образование "рассудительного" типа и выражает бессознательный "образ мужчины".

Анкета
Анкета (фр. enguete — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентации, установок, диспозиций и т. п.

Аномия
Аномия (гр. а — отрицательная частица, nomos — закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы, перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе социально декларируемые образцы поведения, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

Антиципация
Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия антиципации: 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (см. Интуиция); 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какоелибо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). Антиципация особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Антропологизм
Антропологизм (anthropos — человек и logos — учение) — научная концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. Поэтому "человек" в антропологизме является основной мировоззренческой категорией и именно исходя из его точки зрения должно проводиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Так как в деятельности человека участвуют, обеспечивая ее, все продуктивные силы, то и познание человека, его психической жизни (см. Психика), его творчества дает ключ ко всем тайнам и законам природы и общества. Многие психологические теории исходили в своих теоретических взглядах из антропологизма — психоанализ, экзистенциализм (см. Экзистенциальная психология), прагматизм. Эта точка зрения была очень характерна для большинства отечественных психологических и философских концепций (Чернышевский, Соловьев, Лосский, Франк).

Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

Апатия
Апатия (от греч. apatheia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

Аплификация (психического развития)
Всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. В практической детской психологии (см. Возрастная психология) подход, утверждающий принцип амплификации противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, то есть форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых "полезных" знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к "более взрослым" видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи аплификации отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии и выступают за обогащение содержания и "культивирование" специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.

Апперцепция
Апперцепция (от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин "апперцепция" предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, апперцепция — универсальный объяснительный принцип, "внутренняя духовная сила", обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об апперцепции как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует апперцепцию как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т.п.).

Апраксия
Апраксия (от греч. арraxia — бездействие) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артефакт
Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии артефактом называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

Архетип
Архетип (от греч. archetypos — первообраз, дословно "древнейший образец") —центральное понятие аналитической психологии. Архетип — способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Ассиметрия функциональная головного мозга
Функциональная ассиметрия головного мозга (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого —оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Ассоцианизм
Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль).

Утвердилось воззрение, согласно которому:

1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;

3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.) (см. также Ассоциативный эксперимент).

Ассоциативный эксперимент
Термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в начале XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируется тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого (см. Аффект), его установках и т. п.. В 20-е гг. XX века А. Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т. н. "сопряженную моторную методику", которая представляла собой модифицированный вариант.

Ассоциация
Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.

Ассоциация (в социальной психологии)
Группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают:

1. Просоциальные ассоциации, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды.

2. Асоциальные ассоциации, где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер.

Астения
Астения (от греч. astheneia — бессилие, слабость) — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости (см. Утомление) и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении его.

Атрибуция
Атрибуция (от англ. attribute — приписывать, наделять) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в "достраивании". Основным способом такого "достраивания" непосредственно воспринимаемой информации и является атрибуцией.

Атрибуция каузальная
Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования каузальной атрибуции, которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта.

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Аттитюд
Аттитюд (от франц. attitude — поза) — см. Установка

Аттракция
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. Восприятие межличностное) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения (см. Эмоции), оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Аутизм
Аутизм (от греч. auto — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Аутогипноз
Аутогипноз (от греч. autos — сам, hypnos — сон) — гипноз, вызванный самовнушением, в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека.

Афазия
Афазия (от греч. а — отрицательная частица и phasis — проявление) — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Аффект
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (см. Эмоции), связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта — завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Афферентация
Афферентация (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему or органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида.

Афферентный синтез
Афферентный синтез (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — в теории функциональной системы (П. К. Анохин) синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма. При афферентном синтезе благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной обстановке результатов. Окончательное решение осуществляется в тот момент, когда какое-либо событие — пусковой стимул — дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки. В связи с тем, что иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособительных соотношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия афферентного синтеза. Подобно любому системному процессу афферентный синтез имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.

Аффилиация
Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) —стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. Стресс) ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.
 

« Назад
Яндекс.Метрика