Психологический словарь

Буква Ж

Жаргон
Жаргон (от фр. jargon) — речь какой-либо социальной или профессиональной группы, отличающаяся от общелитературного языка специфической фонетикой, словообразованием, составом слов и выражений, манерой общения. Жаргон ученых включает в себя слова, выражения и сокращения, обозначающие наиболее часто встречающиеся в данной области деятельности предметы и явления. Служит средством экономии речевых усилий (например, "эмдэпэшник" — пациент с диагнозом маниакальнодепрессивного психоза). Считается, что жаргон молодежи является показателем невысокой речевой культуры говорящих. Он обслуживает сферу непринужденного бытового общения, сферу досуга (имеются лексикосемантические группы одежды, ухаживания, приема алкоголя и др.). В жаргоне различают также сленг студентов, музыкантов, артистов, армейский, сленг хиппи, панков, условный сленг и др. В этих группах жаргон, ведя в целом свое происхождение от тайных языков офеней, в наибольшей степени выполняет функцию указания на принадлежность говорящего к ограниченной и замкнутой социокультурной группе.
Желание
Отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути ее удовлетворения.

Женевская школа генетической психологии
Женевская школа генетической психологии (от греч. genesis — происхождение) — направление в исследовании психического развития (см. Развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача — исследование механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения, основной метод исследования — клиническая беседа (см. Интервью клиническое), ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, которые приводят к иx возникновению. Работы женевской школы генетической психологии показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции.

Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действиям. Внешние материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем школьном возрасте превращаются в умственные операции. Благодаря обучению можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью которых субъект способен воспринять эти влияния; порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряде факторов, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (см. Эпистемология генетическая).

Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов — ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создает познавательные структуры.
 

Поделиться:

« Назад