Психологический словарь

Буква И

Игра
Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Играми называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках. 
 
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений (см. Фрейдизм). Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. 
 
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.
 
Игра деловая
Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловых игр представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Деловые игры получили широкое распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. 
 
Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания деловой игры.
 
Игры животных
Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих утилитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам). По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответствующего индивидуального опыта путем упражнений как в сенсорной, так и в моторной сферах (см. Зоопсихология).
 
Идентификация
1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации. 
 
2) Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание. 
 
3) Механизм защиты психологической, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. 
 
4) Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств. 
 
5) Групповая идентификация — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности. 
 
6) В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.
 
Идентификация внутригрупповая
Возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий (см. Фрустрация). Функционирование феномена внутригрупповой идентификации в группе выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе. Психологической основой внитригрупповой идентификации является складывающаяся в совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.
 
Идеомоторный акт
Идеомоторный акт (от греч. idйa — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомотрных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных (см. Движения непроизвольные) и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы. 
 
В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм идеомоторных актов. Первая основывается на представлениях И. П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн). Идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомотрном акте позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
 
Идиосинкразия
Идиосинкразия (от гр. idios — своеобразный, необычный + synkrasis — смешение) — болезненная реакция, непереносимость, возникающая у некоторых людей на раздражители, которые у большинства других людей подобных явлений не вызывают. В основе идиосинкразии лежит повышенная чувствительность вегетативной нервной системы к определенным (чаще всего пищевым) раздражителям. В отличие от аллергии возникает при первом же контакте с вызывающим идиосинкразию агентом, сопровождаясь головной болью, расстройствами дыхания, пищеварения, крапивницей и т. п. В психологии термин идиосинкразия используется метафорически, для обозначения психологической несовместимости, непереносимости некоторыми людьми друг друга.
 
Измерение
Измерение (в психологии) — научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил. Совокупность теоретико-математических представлений и процедурных правил, применяемых в психологии, объединились на сегодня в особую область психологической науки — психометрику, или психометрию. Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX–ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов. 
 
Научность измерения вытекает из неизбежности использования количественных моделей для концепций и понятий на теоретическом уровне, а также их проверки с помощью операциональных количественных процедур на эмпирическом уровне. Правила измерения состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие не всегда удается обосновать экспериментально. Оно требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа (см. Шкалы). Шкалирование является лишь одной из разновидностей измерения в психологии. 
 
Многие психологические свойства определяются в психологии вначале концептуально, в форме абстракции. Для создания процедуры измерения это определение должно дополняться операциональным определением. Без создания операционального определения теоретическое понятие, как правило, не считается полноценным научным конструктом, то есть понятием, связанным с определенными реальными явлениями. Операциональное определение состоит из описания условий и действий, которые необходимо соблюсти для определения меры изучаемого свойства. 
 
При переходе от теоретического определения к эмпирической части психологического измерения обычно возникают два затруднения гносеологического характера. Первое — это определение степени соответствия операциональных определений теоретическим понятиям. Вторая трудность заключается в поиске достоверных эмпирических показателей (индикаторов) проявления таких относительно легко операционализируемых психологических понятий, как, например, «конформизм», «зависимость от поля», «ригидность», и таких крайне трудно операционализируемых, как «интуиция», «бессознательное», «Эдипов комплекс» и т. п. 
 
Авторы многих отвлеченных психологических теорий не дают однозначных операциональных определений и эмпирических индикаторов для своих ключевых терминов. Когда другие исследователи пытаются сконструировать какие-нибудь процедуры регистрации этих понятий, то они нередко выбирают для этого совершенно разные явления и получают, вследствие этого, разные результаты.
 
Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. 
 
Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками (см. Установка). 
 
Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. 
 
Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. Отраженная субъектность).
 
Имидж
Имидж (от англ. image — образ) — стереотипизированный (см. Стереотип) образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имидж относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями (см. Интеллект), внешними данными, одеждой и т. п. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. При формировании имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
 
Имплицитная теория личности
Имплицитная теория личности («наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла») — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами (см. Черты личности). Имплицитная теория личности позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. Имплицитная теория личности описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность («когнитивная сложность»), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. Особое влияние на развитие проблематики имплицитной теории личности оказала теория личностных конструктов Дж. Келли (см. Личностный конструкт).
 
Импринтинг
Импринтинг (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных (см. Научение у животных), при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. Импринтинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у некоторых видов животных и птиц импринтинг может быть вызван любым живым или неживым движущимся объектом.
 
Ингибиция социальная
Социальная ингибиция (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) —ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство социальной ингибиции противоположно социальной фасилитации.
 
Индивид
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание). 
 
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
 
Индивидуальная психология
Одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности (см. Комплекс неполноценности), в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны —становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту (см. Невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах. Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии (см. Психотерапия групповая). Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.
 
Индивидуально-специфическое влияние
Форма персонализации, которая осуществляется благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных характеристик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности. Индивидуально-специфическое влияние приводит к постепенному преобразованию личностных смыслов, поведения и мотивационной сферы (см. Мотивация) других людей, феноменологически проявляясь в значимом изменении их деятельности в момент актуализации в их сознании образа индивида — субъекта влияния. Индивидуально-специфическое влияние является объясняющим принципом ряда феноменов социальной фасилитации (см. Фасилитация социальная).
 
Индивидуальность
Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. Восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявления индивидуальности.
 
Индивидуальный стиль деятельности
Устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям с разными (В. Я. Мерлин, Е. А. Климов) индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время индивидуальный стиль деятельности может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.
 
Индуктор
Индуктор (от лат. induce — ввожу, побуждаю) — субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним — коммуникатор.
 
Индукция
Движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Индукция тесно связана с дедукцией. Логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая полную и неполную индукции. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. Примером экспериментальных исследований индуктивных рассуждений являются опыты с образованием искусственных понятий.
 
Индукция нервных процессов
Возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция). Описана английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906). Индукция называется положительной, если первичный процесс — торможение, вслед за которым, по законам индукции, возникает возбуждение, и отрицательной, если соотношение обратное. Понятие индукции широко использовалось И. П. Павловым для объяснения закономерностей высшей нервной деятельности. (см. Свойства нервной системы).
 
Инженерная психология
Инженерная психология (от франц. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими которого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени. 
 
Основные проблемы инженерной психологии: 1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами. 2) исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3) анализ психологической структуры деятельности оператора; 4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов; 5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека; 6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»; 8) разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля; 9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов. 
 
В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому (см. также Эргономика).
 
Инициация
Инициация (от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение таинств). Комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершенствуется и формально закрепляется смена социального статуса (см. Статус социальный) индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и другое. В узком значении инициация — это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.
 
Инсайт
Инсайт (от англ. insight) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. 
 
Понятие инсайта введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см. Бихевиоризм) представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. 
 
Впоследствии понятие инсайта приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте инсайт — одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (Wallas G. The art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, инсайта (озарения) и проверки найденного решения. Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией. 
 
Наиболее яркие примеры инсайта дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). 
 
Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см. Бессознательное).
 
Инстинкт
Инстинкт — (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие инстинкта в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «инстинкт» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и т. д.; в других случаях инстинктом назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия инстинкт в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. (см. Инстинктивное поведение животных).
 
Инстинктивное поведение животных
Совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных, т. е. в филогенезе, наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифических) компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. В процессе индивидуального развития, т. е. онтогенеза, инстинктивное поведение животных формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения (см. Научение у животных), но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного. Относительная «целесообразность» инстинктивного поведения животных, направленного на выживание особи и продолжение вида, развилась как результат естественного отбора. Инстинктивные действия (акты), из которых слагается инстинктивное поведение животных, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и т. п. Адаптивность и эффективность инстинктивного поведения животных обеспечивается «врожденными пусковыми механизмами» — нейросенсорными системами, настраивающими анализаторы на восприятие специфических «ключевых раздражителей», что способствует их распознаванию, интеграции соответствующих ощущений и растормаживанию (или активации) нервных центров, связанных с данным актом.
 
Интеграция групповая
Групповая интеграция (от лат. integer — целый) — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. 
 
Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. Согласно экспериментальным данным, к их числу можно отнести возникновение чувства «мы», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности, например, в условиях межгруппового соревнования; кристаллизацию общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации; и т. п. 
 
Наряду с такого рода спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в экстраординарных ситуациях, угрожающих единству социальной общности, важными постоянно действующими факторами групповой интеграции выступают процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование данной группы. Конкретные исследования групповой интеграции, как правило, затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений образующих группу лиц. 
 
Групповая интеграция понимается: 1) как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами (см. Аттракция; Сплоченность групповая; Совместимость межличностная); 2) как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т. е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний; 3) как степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности.
 
Интеллект
Интеллект (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). 
 
Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер), разработавшими понятие инсайта. В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов (см. Тесты интеллекта). Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимо от культурных влияний. 
 
С целью совершенствования методики диагностики интеллекта (см. Психодиагностика), были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта»: от 1–2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. 
 
Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научно-технической революции — развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники — широкое распространение приобретает термин «искусственный интеллект». В сравнительной психологии исследуется интеллект животных.
 
Интеллект животных
Высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиальное качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.
 
Интенция
Интенция (от лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
 
Интеракционизм
Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами (см. Норма социальная), ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы (см. Группа референтная) и др. Интеракционизму присуща психологизация общественных отношений, которые сводятся к непосредственной и межличностной коммуникации.
 
Интервью
Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью можно выделить три основных этапа развития: а) применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций; б) использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов интервью и достоверности получаемой информации; в) современный этап характеризуется координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. 
 
Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. 
 
В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются клиническое и диагностическое интервью.
 
Интервью диагностическое
Диагностическое интервью — (от греч. diagnosis — распознавание) — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Диагностическое интервью служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы диагностическое интервью оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений.
 
Интервью клиническое
Интервью клиническое (от греч. klinike — уход за больным, врачевание) — метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии клиническое интервью используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.
 
Интерес
Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявлении потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности.
 
Интериоризация
Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.
 
Интерференция
Интерференция (от лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка). В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную и проактивную интерференцию. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную интерференцию, моторно-акустическую интерференцию, зрительную интерференцию и т. д. Понятие об интерференции лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной интерференции) или регрессивным (для ретроактивной интерференции) внутренним торможением.
 
Интроверсия
Интроверсия (от лат. intro — движение внутрь и ver-to — обращать, поворачивать) — в аналитической психологии К. Юнга, — качество, свойство и особенность личности, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям интроверсии и противоположной ей экстраверсии (т. е. преобладающим ориентациям на внешний мир), К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе 3. Фрейда понятие интроверсии употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1) постоянного отклонения либидо и его направленности на Эго ("Я") и 2) отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным дотоле фантазиям. Согласно 3. Фрейду, интроверсия является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом (см. Неврозы).
 
Интроспективная психология
Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта —Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. 
 
В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. Самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер (см. Структурная психология). 
 
Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. 
 
Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.
 
Интроспекция
Интроспекция — (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума (см. Рассудок и разум), структурирующего сознание, и т. п. Интроспекция долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека (см. Интроспективная психология). Однако в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным. Тем не менее интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа (см. Рефлексия) и т. п. приемах изучения внутренней духовной жизни человека, результатом чего являлись не только данные протоколов исследования, но и выдающиеся философские и литературные произведения, появление которых без внутреннего самоисследования, вчувствования и самоотождествления было бы невозможно.
 
Интуитивизм
Направление в философии, постулирующее, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как особая способность сознания, не сводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. 
 
В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни Бергсона, феноменология Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, интуитивизм Лосского). Однако если Бергсон и Гуссерль все же противопоставляли интеллект и интуицию, то Лосский соединял их, доказывая, что при интуиции происходит не просто отчетливое восприятие сути вещи, но восприятие ее самой. Отрицая границы между субъектом и объектом, Лосский преодолевает, таким образом, и изолированность людей. Так как и чужая одушевленность, и чужое психическое состояние, мысли и переживания людей постигаются интуитивно, то возможно представить чужую душу не как идею, но как психическую целостность. 
 
Наиболее полно психологическое содержание интуитивизма приобретает в концепции Франка, который делает объектом интуиции не мистический опыт, но реальность самого бытия, выходя к душе субъекта. В его концепции интуиция, познавая иррациональность и смутность душевной жизни, рационализирует ее и делает возможным ее осознание в виде психических состояний.
 
Интуиция
Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Интуиция трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная интуиция), и как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации (чувственная , интеллектуальная интуиции), и как механизм творческой деятельности (творческая интуиция) (см. Творчество, Воображение). 
 
Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и др.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения (см. Стереотип социальный) и, в частности, логических программ поиска решения задачи. Так называемое «непосредственное» интуитивное знание обычно опосредствовано опытом практической и духовной деятельности человека, что собственно и позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества, суммарном результирующем психологическом компоненте профессиональной деятельности. 
 
Современные данные психологии чувственного познания, исследования генезиса восприятия, визуального мышления и т. п. убедительно свидетельствуют об опосредствованном характере самых элементарных форм чувственного отражения действительности, в котором выражается их общественноисторическая природа.
 
Инфантилизм личностный
Личностный инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен личностный инфантилизм (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).
 
Информант
Информант (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора (непосредственно или опосредствованно — через письменный ответ) об особенностях своего взаимодействия с объектом.
 
Информация
Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — 1) фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественноколичественного разнообразия; 2) в документалистике — сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или иной материальной форме; 3) в физике и биоэнергоинформатике — особая форма энергии; 4) в биологии и математической статистике — передаваемые от организма к организму признаки и мера их разнообразия; 5) в информатике — сведения (сигналы ), в форме двоичной единицы (бита), которыми обмениваются между собой живые и неживые системы. 
 
Информация как динамическая характеристика разнообразия мира может быть проявленной, непроявленной и отображенной. Проявленная информация присуща любым формам актуального бытия. Она наблюдаема, измеряема и используется для поддержания жизнедеятельности систем. Как любая энергия она может быть «законсервирована» и переведена в «статическое» состояние (например, храниться в форме книги, документа, файла в компьютере и т. п.). Непроявленная информация — это информация в потенциале, исходно присущая миру в его потенциальном бытии, но скрытая (в том числе от человеческого сознания ) до своей возможной востребованности. Непроявленная информация может переходить в явную форму, непосредственно и опосредованно. Непосредственный переход возможен в результате взаимодействия природных и космических систем вне участия социальных систем (например, падение метеорита, как явление, информирует об изменениях в природной системе независимо от социальной системы). Опосредованная форма перехода информации возникает, когда во взаимодействие с природными и космическими системами вступает социальная (человеческая) система. Фиксируясь человеческим сознанием, непроявленная информация трансформируется в отображенную (идеальную), после чего получает возможность «материализоваться», т. е. перейти в материально закрепленную форму (сообщение в газете, научном журнале и т. п.) с помощью творческих усилий человека (см. Творчество ). 
 
Современные исследования феномена информации идут в трех основных направлениях: 1) разрабатывается понятийный и математический аппарат, отражающий основные свойства информации применительно к задачам физики, кибернетики, научной коммуникации (связи), информационному поиску, переработке, хранению информации и т. п.; 2) на базе уже имеющихся математических средств исследуются такие свойства информации, как ее ценность, полезность и пригодность для практического использования; 3) применение разработанных математических и информационных методов в гуманитарных науках: в лингвистике, семиотике, психологии и др. Например, в психофизике информационные методы помогли понять и точно описать закон Вебера—Фехнера ; в инженерной психологии и эргономике исследовались процессы и средства информационных взаимодействий между человеком и машиной (см. Психология компьютеризации ). Научная информация отображает существующие (на данный момент состояния науки) закономерности природы, социальных процессов, сознания, поведения и деятельности людей, в соответствии с которой информация различается по видам (экономическая, техническая, политическая, психологическая и др.) и по назначению (индивидуальная, групповая, массовая, специальная и т. п.).
 
Ипохондрия
Состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями (например, канцерофобия, кардиофобия и т. п.). При ипохондрии человек переоценивает тяжесть менее серьезного заболевания или убежден в том, что он страдает тяжелым недугом. В соответствии со степенью выраженности проявлений (от мнительности до бредовой убежденности) выделяют различные виды ипохондрии (обсессивная, депрессивная и бредовая). Ипохондрия наблюдается при астено-невротических состояниях, психастенической психопатии и акцентуации характера, шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и др.
 
Иррадиация
Иррадиация (от лат. irradiare — сиять, испускать лучи) — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы (см. Нервная система). Согласно И. П. Павлову, иррадиация возбуждения лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности стимула. В настоящее время установлено, что эффект генерализации является результатом включения активирующих подкорковых структур (см. Мозг). Так называемая иррадиация торможения пока недостаточно изучена. Согласно концепции П. К. Анохина (1968), это явление сводится к внешнему выражению степени доминантности (см. Доминанта) биологически отрицательной реакции и ее тормозящего действия на другие реакции.
 
Искусственный интеллект
Область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями (см. Интеллект) человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество. Наиболее продуктивные направления работ по искусственному интеллекту связаны с разработками: 1) экспертных систем, (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам), 2) баз данных, (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений), 3) исследовательских моделей, позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению. 
 
Работы по искусственному интеллекту базируются на представлении об изоморфизме между мозгом и физическими устройствами, соответствующем единой структуре мира и единству законов природы, общества и мышления. Работы по искусственному интеллекту содействуют взаимообогащению технических и психологических знаний. 
 
На первых этапах работ по искусственному интеллекту мышление человека принималось за образец, за некий идеал, созданный природой и обществом за миллионы лет эволюции и тысячелетия социального развития. В последующем, начиная с работ Марвина Минского и Сеймура Пейперта, компьютерные программы рассматриваются не только как инструмент объяснения процессов мышления, но и как средство изменения и совершенствования интеллектуальных процедур. 
 
Работы по искусственному интеллекту открыли перспективы развития современного мышления, связанные с его уникальным характером. Под воздействием работ по искусственному интеллекту меняется понимание задач обучения: человек должен овладевать не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике. Мышление человека должно приобрести эпистемологический характер, то есть быть направленным на осознание принципов работы своего интеллекта и познания его индивидуальных особенностей.
 
Исправительная психология
Область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях (интеллектуальные и личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях, психические состояния, вызываемые лишением свободы, методы воспитания положительного отношения к труду, формирование установки на исправление). Исправительная психология изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их возникновения и функционирования. Результаты научных исследований по имправительной психологии используются при создании практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности.
 
Исследовательское поведение у животных
Компонент психической деятельности животных, обеспечивающий биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией исследовательское поведение у животных составляет начальный этап любого поведенческого акта (см. Инстинктивное поведение животных) и обеспечивает животному получение жизненно важной информации об общей ситуации, о предметном окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной, хорошо знакомой обстановке. Животное осуществляет дистантное и контактное обследование новых компонентов и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость. Исследовательское поведение у животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного (см. Интеллект у животных, Мышление животных).
 
Историография психологии
Историография психологии (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, grapho — пишу) — совокупность исследований, объектом которых является история психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В ХХ в. она складывается в особое направление, наиболее фундаментально представленное в работах Э. Боринга, Д. Уотсона (младшего) (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Понграца, Микаэла Вертгеймера (ФРГ), П. Фресс (Франция) и др. В странах СНГ основные проблемы истории психологии разрабатывались в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, М. Г. Ярошевского и др. Историография психологии ставит задачей реконструировать прошлое с целью разработки общей теории развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития (социокультурных и личностных), закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики.
 
История психологии
Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг, и выработали учение о темпераментах . Это естественнонаучное направление было тесно связано с воззрением на душу человека как вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты «О душе», «О возникновении животных» и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему психологических понятий , выработанных на основе объективного и генетического методов. В эллинистический период из принципа жизни в целом душа становится принципом только определенных ее проявлений: психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. 
 
Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина , Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека опытным путем как природное существо, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, Х. Л. Вивес, Х. Уарте и др.). В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего детерминизма . Социально-экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлекс), а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Р. Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д. Дидро, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии появились экспериментальные методы исследования психических функций и были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки (Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем. 
 
В 70–80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами ее разработки становятся специальные экспериментальные лаборатории. Первая из них была организована В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах. Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И. М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке. Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем — ассоциации (Г. Эббингауз), внимание (Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (см. Эмоции) (У. Джеймс, Т. А. Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская школа, А. Бине). Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология , задачей которой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.). 
 
На рубеже XIX и ХХ вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм , согласно которому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы . Динамика этих реакций мыслилась как носящий вероятностный характер поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод проб и ошибок ). Программные установки этого направления выразил Дж. Б. Уотсон (1913). Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология , экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психических образований. В начале века возник также психоанализ З. Фрейда, согласно которому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным). Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия , образа , мотива ). 
 
Теоретические поиски зависимости психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни привели к концепции «двух психологий» (В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно которой психология не может быть единой наукой, поскольку, как утверждали сторонники этого направления, естественнонаучный, экспериментальный объяснительный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Ряд психологов выдвинул на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид и др.). С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие российской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др. Преодолевая идеалистические и механистические (реактология , рефлексология ) влияния, ученые утверждали в психологии учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи теории отражения . Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. В. Запорожца, Л. А. Шварца и др. В рамках этой методологии разрабатывались актуальные проблемы психологии в тесной связи с практическими задачами обучения и воспитания. 
 
Развитие психологии в странах в 30–40-х гг. ХХ в. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о «промежуточных переменных », то есть о факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение «центральных процессов», развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма. Утверждению этой тенденции в 50–60-х гг. способствовал опыт программирования на электронных машинах. Под влиянием этих идей успешно разрабатывалась когнитивная психология . Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Хебб, К. Прибрам). В недрах психоанализа возникает неофрейдизм — течение, связавшее бессознательную психическую механику (см. Бессознательное) с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливен, Э. Фромм) и соответственно перестроившее психотерапию . 
 
Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль «третьей силы» в психологии западных стран начинает претендовать «экзистенциальная», гуманистическая психология , утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию. Неудовлетворенность биологизаторскими и идеалистическими концепциями способствовала пробуждению у западных психологов живого интереса к историко-материалистическому пониманию психической деятельности (Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сэв, П. Фресс и др.).
 
Йеркса—Додсона закон
Показывает зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж. Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.
 
Йога
Йога (от санскр. yoga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание) — древнеиндийская религиозно-философская система личностного совершенствования человека, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания. Древнейшие формы йоги разрабатывались вначале в рамках веддийской религии, ритуал которой требовал от жрецов интенсивной концентрации внимания на определенных образах. 
 
Разработка соответствующих приемов привела к созданию классической системы «восьмичленной йоге». Тренировка ученика проходит при этом 8 этапов: 1) контроль над поступками (непричинение насилия, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство); 2) самообуздание (чистота, удовлетворенность, аскетическая тренировка, повторение вслух священных текстов, почитание божества); 3) правильное положение тела (система из 84 «асан», или поз); 4) контроль дыхания (пранаяма) — совокупность приемов постепенного замедления ритма дыхания, с которым, по представлениям йоги, связан ритм всех психических процессов, прежде всего мышления; 5) удержание чувств — прекращение деятельности внешних чувств с целью создания наивысшей сосредоточенности; 6) концентрация внимания на одном (небольшом) внешнем объекте; 7) медитация — высшая степень концентрации внимания, состояние «растворения» в объекте; 8) трансовая медитация (самадхи) —сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я. 
 
Различают трансовые состояния двух типов: в первом случае ощущение объекта, как такового, еще не утрачивается; во втором случае активность субъекта замыкается сама на себя и всякое представление об объекте исчезает. Указанный путь психофизической тренировки получил название раджа-йога. Наряду с этим описываются более или менее упрощенные пути: культивирование эмоционального контакта с учителем (либо божеством) — бхакти-йога; совершение ритуальных действий — карма-йога и др. Тренировка по системе йоги призвана вызвать глубокие изменения в психике человека. Сюда относится способность йогов регулировать деятельность внутренних органов, легко переносить крайние степени жары и холода, долгое время обходиться без пищи и воздуха и т. д. Вместе с тем в тексты йоги вошел ряд мифологизированных представлений, затрудняющих понимание системы в целом. 
 
Рациональный момент йоги заключается в выделении и использовании многовекового опыта тренировки психических функций, что, однако, соединяется с мистическими и иррациональными представлениями о природе человеческой психики.
« Назад
Яндекс.Метрика