Психологический словарь

Буква И

-= 3 =-

Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. 

 

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научно-технической революции — развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники — широкое распространение приобретает термин «искусственный интеллект». В сравнительной психологии исследуется интеллект животных.

 

Интеллект животных

Высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиальное качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

 

Интенция

Интенция (от лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

 

Интеракционизм

Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами (см. Норма социальная), ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы (см. Группа референтная) и др. Интеракционизму присуща психологизация общественных отношений, которые сводятся к непосредственной и межличностной коммуникации.

 

Интервью

Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью можно выделить три основных этапа развития: а) применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций; б) использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов интервью и достоверности получаемой информации; в) современный этап характеризуется координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. 

 

Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. 

 

В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются клиническое и диагностическое интервью.

 

Интервью диагностическое

Диагностическое интервью — (от греч. diagnosis — распознавание) — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Диагностическое интервью служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы диагностическое интервью оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений.

 

Интервью клиническое

Интервью клиническое (от греч. klinike — уход за больным, врачевание) — метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии клиническое интервью используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.

 

Интерес

Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявлении потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности.

 

Интериоризация

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.

 

Интерференция

Интерференция (от лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка). В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную и проактивную интерференцию. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную интерференцию, моторно-акустическую интерференцию, зрительную интерференцию и т. д. Понятие об интерференции лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной интерференции) или регрессивным (для ретроактивной интерференции) внутренним торможением.

 

Интроверсия

Интроверсия (от лат. intro — движение внутрь и ver-to — обращать, поворачивать) — в аналитической психологии К. Юнга, — качество, свойство и особенность личности, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям интроверсии и противоположной ей экстраверсии (т. е. преобладающим ориентациям на внешний мир), К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе 3. Фрейда понятие интроверсии употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1) постоянного отклонения либидо и его направленности на Эго ("Я") и 2) отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным дотоле фантазиям. Согласно 3. Фрейду, интроверсия является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом (см. Неврозы).

 

Интроспективная психология

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта —Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. 

 

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. Самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер (см. Структурная психология). 

 

Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. 

 

Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

 

Интроспекция

Интроспекция — (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума (см. Рассудок и разум), структурирующего сознание, и т. п. Интроспекция долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека (см. Интроспективная психология). Однако в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным. Тем не менее интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа (см. Рефлексия) и т. п. приемах изучения внутренней духовной жизни человека, результатом чего являлись не только данные протоколов исследования, но и выдающиеся философские и литературные произведения, появление которых без внутреннего самоисследования, вчувствования и самоотождествления было бы невозможно.

 

Интуитивизм

Направление в философии, постулирующее, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как особая способность сознания, не сводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. 

 

В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни Бергсона, феноменология Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, интуитивизм Лосского). Однако если Бергсон и Гуссерль все же противопоставляли интеллект и интуицию, то Лосский соединял их, доказывая, что при интуиции происходит не просто отчетливое восприятие сути вещи, но восприятие ее самой. Отрицая границы между субъектом и объектом, Лосский преодолевает, таким образом, и изолированность людей. Так как и чужая одушевленность, и чужое психическое состояние, мысли и переживания людей постигаются интуитивно, то возможно представить чужую душу не как идею, но как психическую целостность. 

 

Наиболее полно психологическое содержание интуитивизма приобретает в концепции Франка, который делает объектом интуиции не мистический опыт, но реальность самого бытия, выходя к душе субъекта. В его концепции интуиция, познавая иррациональность и смутность душевной жизни, рационализирует ее и делает возможным ее осознание в виде психических состояний.

 

Интуиция

Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Интуиция трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная интуиция), и как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации (чувственная , интеллектуальная интуиции), и как механизм творческой деятельности (творческая интуиция) (см. Творчество, Воображение). 

 

Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и др.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения (см. Стереотип социальный) и, в частности, логических программ поиска решения задачи. Так называемое «непосредственное» интуитивное знание обычно опосредствовано опытом практической и духовной деятельности человека, что собственно и позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества, суммарном результирующем психологическом компоненте профессиональной деятельности. 

 

Современные данные психологии чувственного познания, исследования генезиса восприятия, визуального мышления и т. п. убедительно свидетельствуют об опосредствованном характере самых элементарных форм чувственного отражения действительности, в котором выражается их общественноисторическая природа.

 

Инфантилизм личностный

Личностный инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен личностный инфантилизм (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

 

Информант

Информант (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора (непосредственно или опосредствованно — через письменный ответ) об особенностях своего взаимодействия с объектом.

 

Информация

Информация (от лат.

« Предыдущая страница Страница 3 из 5 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад