Психологический словарь

Буква З

Забывание
Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. Интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964, Д. Серасо, 1967), забывание представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память (см. Память долговременная) вечна, а забывание происходит следующим образом, ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти, неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов забывания (см. Эффект края).
Зависть
Негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего "Я". Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под "плохое настроение", недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, "немотивированных" поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.

Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление зависти идет по двум сценариям. 1) позитивному (конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того —признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений (так называемая "белая зависть"), 2) негативному (деструктивному), при котором человек слабый духом, стремясь любим способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожать источник своей зависти. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии ("самоедству", агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты ре позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим ("устранение с дороги", разорение и т п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.
Задатки
Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению у конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различая в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретнонаучные сведения о задатках стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуальнопсихологических различий (школа Б. М. Теплова).
Задача
1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация , содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности; 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин «задача» используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, задача берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способе, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое задачи, ее решение. Превращение проблемной ситуации в задачу является актом продуктивного мышления. В строгом смысле задача — это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру.

Выделяют и другие типы задач — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т. п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в задачу, или самой задачи, вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемной. Наличие общей генетической основы проблемы и задачи (проблемная ситуация), многозначность самого понятия задача, зависимость понимания ситуации как задачи или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «мыслительная задача», «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке мышления как способности решать задачи. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т. п. фактически под именем задачи используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т. п. Размытость смысловых границ между задачей и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных задач до таких плохо определенных задач, как сочинение фуги» (У. Рейтман). Словесная формулировка задачи как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения.
Замещение
Защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При замещении объекта те чувства и действия, которые должны были направляться на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иррелевантный объект (не имеющий отношения к ситуации и причине конфликта). Замещение объекта происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нужному объекту вследствие социальных или физических причин. Например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи. Другое проявление защиты по типу замещения состоит в изменении на противоположное чувства при сохранении неизменным объекта (любовь, не нашедшая ответа, превращается в ненависть, сексуальная потребность — в агрессию). В психодинамических теориях (см. Динамическая психология) считается, что защитные эффекты при замещении достигаются за счет разряжения энергии, сопровождаемого катарсисом (см. Психоанализ).
Запечатление
Запечатление (у животных) — специфическая форма научения у животных (см. Импринтинг).
Запоминание
Обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание — важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий (см. Воля), предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов (см. Мнемоника). Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания — определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного запоминания относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (см. Обучаемость).

Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного запоминания , в частности его роль существенно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.
Заражение
1) процесс передачи эмоционального состояния (см. Эмоции) от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта (см. Психофизиология) помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию (см. Смысл); 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для заражения, как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей (см. Толпа, Паника массовая).

К наиболее известным формам заражения относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы (см. Агрессия). Будучи похоже на внушение, заражение принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического заражения каждый индивид, становясь источником заражения, ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и заражением заключается еще и в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный.

Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое (см. Речь) воздействие, в то время как заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида заражению зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.
Защита психологическая
Система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу «Я». Психологическая защита направлена в конечном счете на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний либо их трансформации таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта. К механизмам психологической защиты относят также специфические формы реагирования, снижающие остроту переживания угрозы или внутриличностного конфликта.

Начало исследованиям механизмов психологической защиты было положено З. Фрейдом, рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными (см. Бессознательное) влечениями и интериоризованными (см. Интериоризация) социальными требованиями и запретами, и А. Фрейд, видевшей в них также механизмы разрешения (снятия) внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению. Согласно А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. В 40–50-е гг. были развернуты исследования психологической защиты на уровне изучения механизмов трансформаций угрожающего или конфликтогенного объекта в процессе его восприятия (так называемая «Перцептивная защита»). Всего описано более 20 видов механизмов психологической защиты.
Защищенность психологическая
Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита — необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п.
Здравый смысл
Совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях весьма значительную роль в здравом смысле играют представления, касающиеся межличностных взаимодействий. В естественном языке, выражающем содержание здравого смысла, имеются тысячи слов, обозначающих черты личности, психические состояния человека, мотивы его поведения и т. д. Для современной психологии характерен закономерный интерес к здравому смыслу, его содержанию и механизмам, в частности, в таких областях социально-психологических исследований (см. Социальная психология), как теория атрибуции (см. Атрибуция каузальная), имплицитная теория личности, изучение социальных стереотипов и т. д. Психологическая наука использует позитивные элементы общечеловеческого опыта и вместе с тем подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении.
Знак
Предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о знаках — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на прагматику (изучает отношение знаков к человеку), семантику (исследует отношение знаков к значению) и синтаксис (рассматривает отношение знака к знаку на абстрактном уровне), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. Психологический анализ принято относить к прагматике. Психологи изучают знаки общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных — математических, астрономических и т. д.) знаки, в том числе язык.

Выделяется несколько видов знаков. Согласно швейцарскому языковеду Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации знака: знак — стимул в схеме «стимул — реакция» у бихевиористов (см. Бихевиоризм); знак — символ, носитель бессознательных влечений, — в психоанализе; знак — сигнал, носитель социальных отношений, — в символическом интеракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в когнитивной психологии в связи с исходной для нее компьютерной метафорой, то есть аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии знак играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.
Значение
Обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризированных (см. Интериоризация) эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы значений осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта.

Носителями значений наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью обращения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в значение, субъект тем самым осознает его. Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А. Н. Леонтьев). Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы значений, предшествующие наиболее развитой его форме — понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (см. Эмоции); к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями.

Обобщения, используемые в формах значений у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных значений с социально принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение — сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых «семами», «семантическими признаками», «атомами смысла» и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ значения, — задача экспериментальной психосемантики.
Значимый другой
Личность, отраженная субъектность к-рой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой (см. Смысл) и эмоциональной сфер (см. Эмоции).

Термин "значимый другой" введен в 30-х гг. ХХ столетия американским психологом Г. Салливеном. В российской психологии в рамках теории деятельностного опосредствования и концепции персонализации построена трехфакторная вероятностная модель значимого другого (А. В. Петровский, 1988), выявляющая три формы метаиндивидной репрезентации личности значимого другого: властные полномочия (см. Власть), референтность (авторитет) и эмоциональная привлекательность (аттракция). Каждая из этих характеристик значимого другого имеет либо положительное, либо отрицательное, либо нулевое значение. Так, например, «референтность» — «антиреферентность»; «статус власти» — безвластность, подчиненность; привлекательность — непривлекательность.

Экспериментально получено количественное выражение каждого из этих показателей значимости другого как для группы людей, так и для отдельного индивида.

Различные сочетания названных показателей дают возможность построить типологические модели значимого другого: лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и эмоциональной привлекательности, хотя и не обладающее властными полномочиями («кумир»), или значимый другой, располагающий статусом власти и, вместе с тем, эмоционально-положительно воспринимаемый, однако лишенный референтности («симпатичный начальник») и др.
Зона ближайшего развития
Понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому зону ближайшего развития. Понятие зоны ближайшего развития основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека и имеет большое практическое значение. Поскольку традиционная диагностика ориентируется на определение актуального уровня развития, ее прогноз, составленный на основе подобных методов, не достаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.
Зона вариативного развития
Понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый создает «зону ближайшего развития» ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливает зону вариативного развития, задавая одновременное существование в «перекличку» разных культур, иных логик, и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах (В. В. Абраменкова). В историко-культурных ситуациях, которые могут быть охарактеризованы как неопределенные, расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется зона вариативного развития, при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на более развитых сверстников. Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, и в этой связи может быть расширена посредством «вариативного образования» (А. Г. Асмолов), направленного на предоставление личности возможностей выбора жизненных целей, активизирующих ее поисковую активность, апробирующего «необщие пути» выхода из неопределенной ситуации в культуре.
Зоопсихология
Зоопсихология — (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. Зоопсихология изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Психическим способностям животных уделяли внимание уже античные мыслители.

Зарождение научной зоологии в конце XVIII — начале XIX в. связано с именами Ж. Л. Бюффона и Ж. Б. Ламарка, а позже — Ч. Дарвина. В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в XIX–ХХ вв. начало эволюционистскому направлению в зоопсихологии. Это направление получило дальнейшее развитие в трудах зоопсихологов, выступающих против антропоморфических и вульгарно-материалистических взглядов на психическую активность животных. Психика животных изучается при этом в единстве с их внешней, преимущественно двигательной, активностью (см. Инстинктивное поведение животных), посредством которой они устанавливают все жизненно необходимые связи с окружающей средой. Как первичный и ведущий фактор развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности, приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности (К. Э. Фабри).

Конкретное изучение психической деятельности животных, их перцептивных процессов, ориентировочно-исследовательских реакций, памяти, эмоций, навыков и других форм научения, интеллекта и т. п. производится на основе объективного анализа структуры поведения животных и требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида, так как, в отличие от человека, психическая деятельность животных всецело обусловливается биологическими факторами. Этим определяется особенно тесная связь зоопсихологии с этологией и другими биологическими науками. Достижения зоопсихологии особенно значительны в исследованиях, посвященных психической регуляции поведения высших млекопитающих (работы Н. Ю. Войтониса, Н. Н. Ладыгиной-Котс, Г. З. Рогинского и др.).
Зрелость (взрослость)
Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения (см. Старость). Имеются попытки разделения зрелости на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации.

« Назад
Яндекс.Метрика