Психологический словарь

Буква Ц

Цветовое восприятие
Цветовое восприятие (цветовая перцепция) — зрительное восприятие предметных цветов (см. Цвет), то есть хроматичности объектов, характеризующихся не просто спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями (см. Фигура и фон) и многими другими перцептивными качествами зрительного образа. В отличие от цветового ощущения, которое характеризует зрительный образ, порождаемый в специальных лабораторных условиях, цветовое восприятие характеризует цвет реального предмета, например, цвет лимона, лежащего на тарелке. Восприятие цвета в этом случае зависит не только от излучения, попадающего в глаз поверхности лимона, но и от излучения, которое отражается от поверхности, на которой находится лимон.
 
Цветоощущение
Цветоощущение — способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное качество — хроматичность (или «цветность»). Целостность цветового ощущения определяется законом цветового смешения, согласно которому, какой бы ни был физический состав светового излучения (простой, монохроматический, или сложный, составленный из многих длин волн), ощущение цвета будет качественно однородным, в связи с чем невозможно по цвету определить состав электромагнитных волн излучения. Хроматичность каждого цвета характеризуется двумя цветовыми качествами — цветовым тоном (красный, синий, желтый и т. д.) и цветовой насыщенностью. Чем более отличается данный цвет от белого, тем больше его насыщенность и тем меньше его белизна, и наоборот. Белизна цвета, таким образом, это качество цвета, обратное насыщенности.
 
Целеобразование
Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Целеобразование может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость целеобразования от мотивации деятельности, роль эмоций в актах целеобразования, оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического (см. Онтогенез) развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
 
Целостная психология
Целостная психология — общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальтпсихологию, школу К. Левина (см. Топологическая психология). Австрийскую (Грацcкую) школу, которая поставила проблему целостности в психологии, хотя ей и не удалось преодолеть элементаризм, следует рассматривать как непосредственную предшественницу целостная психологии.
 
Целостность восприятия
Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь целостность восприятия выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.
 
Цель
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. В психологии понятие цели также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о цели как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. Акцептор результатов действия). Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира
 
Цена ошибки
Цена ошибки — значимость ошибок, как для деструктивных, так и для конструктивных процессов, связанных с функционированием человека. В психологии труда цена ошибки соотносится с быстротой обнаружения ошибки, допущенной человеком, возможностью ее устранения и последствиями от ошибочного действия или бездействия. Эти последствия могут отразиться на качестве технологического процесса, состоянии объекта управления, изменении окружающей среды, сохранности жизни и здоровья людей. В настоящее время приходит понимание, что цена ошибки имеет не только экономическое, но и экологическое, социальное, нравственное и политическое измерение.
 
 
 
Цензура
Цензура (от лат. Censura — надзор) — в психоанализе З. Фрейда — функционально-образное представление инстанций, механизмов, сил и тенденций, постоянно фильтрующих различные психические импульсы и препятствующих их проникновению из одной системы психики в другую. Наиболее часто понятие цензуры использовалось З. Фрейдом для: а) обозначения разнообразных вытесняющих тенденций, проявляющихся в зоне перехода от бессознательного к сознательному (сознанию) и б) обозначения механизма искажения сновидений, осуществляющего пропуск, модификацию и перегруппировку материала сновидений (главным образом, неприемлемых для сознания различных бессознательных влечений). Согласно психоанализу, все, отклоненное цензурой, находится в состоянии вытеснения. В процессе сна действие цензуры ослабляется, в силу чего вытесненные влечения проявляются в сновидениях.
 
Ценностная регуляция
Ценностная регуляция — разновидность регуляции процессов, участвующих в управлении поведением человека, группы, сообщества. Ценностная регуляция направлена на обеспечение соответствия поведения, оценок, решений, всей активности субъекта разделяемым им ценностям. Понимание закономерностей ценностной регуляции необходимо для обоснованных прогнозов поведения людей, когда ими делается выбор.
 
Ценностно-ориентационное единство
Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.
 
Ценностные ориентации
Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее—индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
 
Ценность
Ценность — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) ценностями, поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние — к конечным предпочтениям. 
 
Социальная психология изучает проблему ценностей с точки зрения возможности прогнозирования социального поведения людей, приверженцев тех или иных ценностей. Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов. Между базовой ценностью и действием, выбором, оценкой объекта часто обнаруживается большое число опосредствующих механизмов. 
 
Многочисленные дефиниции базовых ценностей укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»). Первые определения включают в себя терминальные ценности, вторые — ценности инструментальные, в число которых входят, например, моральные ценности («ответственный») и ценности компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). С точки зрения функциональной, инструментальные ценности активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные — при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.
 
Центрация
Центрация (от лат. centrum — центр круга) — эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Кёлером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий и заключающийся в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне «фокуса внимания» при одновременном сжатии и некотором искажении переферийной части поля. Следствием центрации является частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. Общим механизмом преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрации, выступает процесс децентрации. Эффект центрации был обнаружен в исследованиях по межличностному восприятию американского психолога С. Аша, который установил, что в создании целостного представления о личности другого человека некоторые его воспринятые качества выступают как центральные, вокруг которых группируются другие характеристики и качества.
 
« Назад
Яндекс.Метрика