Психологический словарь

Буква Э

-= 1 =-

Эвристика

Эвристика — в широком смысле — наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей («эвристики») и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные (см. Эмоции) процессы, обеспечивающие избирательность поиска у человека. В настоящее время еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах. 

 

Эго

Эго (от лат. ego — Я) — один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Эго образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Эго черпает свою энергию в Оно, под давлением которого эго должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, эго вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, который безраздельно господствует в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира эго взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. Кроме того, в отличие от Оно эго стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях индивида, основанных на здравом смысле и благоразумии. На этом пути во взаимоотношениях эго и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я (Супер-эго) и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. В этой ситуации эго часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, эго часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывает конфликты Оно с реальностью. В то же время эго находится под контролем Сверх-Я, предписывающим эго определенные нормы поведения и наказывающим в случае непослушания чувством неполноценности (см. Комплекс неполноценности) и сознания вины. Если эго вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх (см. Невротизм) перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать эго более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые области Оно и тем самым укрепить эго.

 

Эгоизм

Эгоизм (от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям эгоизма присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или эгоизм, или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу эгоизма и альтруизму составляет идентификация коллективистская.

 

Эгопсихология

Эгопсихология (от лат. ego — Я + психология) — одно из направлений психоанализа, сформировавшегося под влиянием идей и трудов Анны Фрейд и Г. Гартмана, поставивших в центр своих исследований проблемы человеческого «Я». Основные идеи отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Эго («Я») эгопсихология уделяет особое внимание вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования «Я», взаимодействию «Я», и влечений. С момента формирования эгопсихологии в ней развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей эгопсихология акцентирует внимание на изучении «Я» и его «защитных механизмов» (см. Защита психологическая), в версии Г. Гартмана и его последователей эгопсихология исследует преимущественно вторичные функции «Я» (рациональное мышление, рациональные действия и другие проблемы).

 

Эгоцентризм

Эгоцентризм (от лат. ego — я и centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него внутренней уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации.

 

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителем того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности (см. Сексуальная ориентация). Эдипов комплекс получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. У девочки эдипову комплексу соответствует «комплекс Электры» (термин введен К. Юнгом), согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца.

 

Эйдетизм

Эйдетизм (от греч. eidos — вид, образ) — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Первые систематические наблюдения эйдетизма были проведены в начале нашего века В. Урбаничем у пациентов с потерей слуха. Изучение эйдетизма стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы (Э. Р. Йенш, О. Кро и др.), пришедших к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эйдетизм представляет собой обычное явление. Результаты исследований, проведенных в последние годы, не подтверждают вывод о широком распространении эйдетизма. Можно говорить лишь об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В этих случаях эйдетизм зачастую сочетается с синестезией.

 

Эйфория

Эйфория (от греч. eyphoria) — повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

 

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

 

Экзистенциальный анализ

Экзистенциальный анализ (от лат. existentia — существование + греч. analysis — разложение, расчленение) — направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). 

 

Создан в 30-х гг. ХХ в. учеником и другом Э. Блейлера, З. Фрейда и К. Г. Юнга швейцарским психиатром Л. Бинсвангером, осуществившим антропологический поворот в психиатрии и ее феноменологическую акцентировку (см. Феноменалистическая психология). В значительной мере опираясь на экзистенциальную аналитику немецкого философа М. Хайдеггера (1889–1976) и феноменологию Э. Гуссерля (1859–1938), Л. Бинсвангер сосредоточил внимание на «бытие-в-мире» как принципиальном феномене человеческого существования и произвел модификацию теории и практики психоанализа в плане расширения антропологического горизонта понимания и создания «психоаналитической антропологии». 

 

В общем экзистенциальный анализ ориентирован на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживается при углублении ее в себя в ситуации выбора «жизненного плана» и в экзистенциальной коммуникации. Большое значение придается изучению межличностных отношений. 

 

Трактуя человеческое существование в контексте трех временных измерений (прошлого — настоящего — будущего), Л. Бинсвангер полагал, что симптомы невротического расстройства возникают тогда, когда из-за преобладания одного из трех временных модусов происходит сужение внутреннего мира личности и ограничение горизонта ее экзистенциального видения. По Л. Бинсвангеру, особую роль в возникновении невроза играют уменьшение или исчезновение открытости личности будущему. 

 

Как психотерапия экзистенциальный анализ ориентирован на лечение неврозов и психозов путем оказания квалифицированного содействия пациентам в осознании ими себя как свободных людей, способных к самоопределнию собственного существования. 

 

Согласно версии одного из лидеров экзистенциального анализа М. Босса целью экзистенциального анализа является излечение людей посредством преодоления запретов, предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие от человека и выбор пациентом соответствующего ему способа существования и проявления своей сущности. М. Босс разработал своеобразную программу реформации психологии и медицины на основаниях экзистенциального анализа.

 

Экзогенный — эндогенный

Экзогенный — эндогенный (от греч. exo — вне, снаружи + genes — порождаемый; и endo — внутри + genes) — термины медицинской психологии и психиатрии, введены П. Мебиусом (P. J. Mobius) в 1892 г. Экзогенный означает возникающий в результате воздействия внешних факторов, эндогенный — возникающий, развивающийся вследствие внутренних причин. Под эндогенным обычно понимают наследственно обусловленное. Термины экзогенный — эндогенный применяются для характеристики источников возникновения психических заболеваний и причин индивидуального своеобразия их протекания.

 

Экологическая психология

Экологическая психология (психология среды) — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды — архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., — экологическая психология накопила ценный фактический материал. Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы: 1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4) разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

 

Экспектации

Экспектации (от англ. expectation — ожидание) — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе экспектации носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны экспектаций — право  ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и  обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Различают экспектации предписывающие, определяющие должный характер исполнения индивидом роли, и экспектации предсказывающие, определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации.

 

Эксперимент

Эксперимент (в психологии) (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксперимент. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте. (см. Пилотажное исследование), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (лат. — experimentum crucis). Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (то есть вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. (см. Эксперимент формирующий). Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

 

Эксперимент формирующий

Эксперимент формирующий — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития (см. Развитие психики), становления личности, определяя возможности

Страница 1 из 4 Следующая страница »

« Назад