Буква Л
-= 1 =-
Лабильность
Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. Термин предложен Н. Е. Введенским. В дифференциальной психологии лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент (от лат. laborare — работать, experimentum — опыт) — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Благодаря этим условиям результаты лабораторного эксперимента обычно отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности (см. Валидность). К недостаткам лабораторного эксперимента иногда относят низкую степень «экологической валидности» — соответствия реальным жизненным ситуациям.
Лейпцигская школа
Лейпцигская школа — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда лейпцигскую школу называют «второй Лейпцигской школой» после «первой», Вундтовской (см. Вундт).
Лейпцигская школа, как и гештальтпсихология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, другие единицы анализа психического мира: так называемые «комплекс-качества» (названные так по аналогии с «гештальт-качествами»), Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития, которых отличает от гештальтов их большая диффузность и эмоциональность. В то же время Лейпцигская школа исследовала практически игнорируемую в гештальтпсихологии смысловую (см. Смысл) сторону гештальтов. В теоретических и экспериментальных исследованиях Лейпцигская школа пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более «прегнантным» и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Лейпцигской школе (в том числе с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др.
«Целостнообразующими» факторами психической жизни kейпцигская школа называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают «трансфеноменальный мир» душевного «бытия», не сводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему «структур» (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих собой течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Лейпцигской школой на «душевные» (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентаций личности, и надындивидуальные — «душа» семьи, народа, расы) и «объективно-духовные» (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (например, более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура «глухого к музыке» человека). В 50-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Лейпцигской школой врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики она смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в том числе откровенно расистскими и фашистскими концепциями.
Вместе с тем лейпцигская школа сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Лейпцигской школы и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Лейпцигской школы оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Оллпорт).
Либидо
Либидо (от лат. libido — желание, влечение) — одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию: использовалось как синоним сексуального влечения (З. Фрейд). Либидо рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам «психологической защиты» (см. Защита психологическая). В более поздних работах Фрейд использовал понятие Либидо как синоним влечения к жизни (Эроса). Согласно Фрейду, определенная часть Либидо в результате выбора объекта (то есть выбора партнера по любви и дружбе) направляется на этот объект или объекты («объект-либидо»), другая же часть — на собственное «Я» («Я»-либидо).
Лидер
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная (см. Авторитет) личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (лидер- вдохновитель и лидер- исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); 3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.
идерство
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» — лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень группового развития. В коллективе ввиду наличия ценностно-ориентационного единства снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, «ориентированного на задачу», и лидера, «ориентированного на людей».
Лингвистической относительности гипотеза
Лингвистической относительности гипотеза (от лат. lingua — язык) — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка. Согласно гипотезы лингвистической относительности, языковые навыки и нормы бессознательно (см. Бессознательное) определяют образы («картины») мира, присущие носителям того или иного языка. Гипотеза лингвистической относительности, послужив толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания, поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем, не дав, однако, методологически приемлемого их решения.
Личностный конструкт
Личностный конструкт (от лат. constructio — построение) — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие личностного конструкта предложено Дж. Келли (см. Когнитивного соответствия теории). По своему структурному содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. Личностные конструкты различаются по тому, насколько широка область их приложения: личностные конструкты, применимые лишь в отношении определенного незначительного класса элементов, и личностные конструкты, отражающие наиболее обобщенную оценку воспринимаемых объектов. По степени их устойчивости, неизменности различаются основные и ситуативные личностные конструкты.
Личностный смысл
Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие личностного смысла исторически связано с понятиями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия лимностного смысла как единицы сознания (А. Н. Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как со-знания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности.
Личность
Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В «гормической психологии» (В. Мак-Дугалл), в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер) Личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «С — Р» («стимул — реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической психологии» и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии личности, тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в силу социальной детерминации. Личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С. Л. Рубинштейн). Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы (см. Адаптивность — неадаптивность), расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.). Личность характеризуется направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву), установки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В. А. Петровский). 1) личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности (Л. И. Божович); структура характера личности, особенности темперамента, способности (работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и т. д.); 2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности — личностное выступает как групповое, групповое — как личностное (А. В. Петровский); 3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемой в социально значимой деятельности. Наличие и особенности «способности быть личностью» могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности (см. Отраженной субъектности метод). Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания (см. Развитие личности).
Логотерапия
Логотерапия — теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной так наз. ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни.
Ложь
Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка к-рых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже — полностью замалчивать. Если социально-психологически ложь всегда является средством, то в сфере патопсихологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение.
Локализация высших психических функций
Локализация высших психических функций (от лат. localis — местный) — отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. Мозг). Проблема локализации высших психических функций разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения локализации высших психических функций восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.). Представители узкого локализационизма рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые ограниченными участками коры мозга — соответствующими мозговыми «центрами». Считалось, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции. Логическим завершением идей наивного локализационизма явилась френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Клейста, представляющие работу коры больших полушарий как совокупность функций различных «центров» психических способностей. Другое направление — «антилокализационизм» рассматривало мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Отсюда следовало, что поражение любой области мозга ведет к общему нарушению функции (например, к снижению интеллекта), а степень нарушения функции не зависит от локализации и определяется массой пораженного мозга.