Психологический словарь

Буква У

-= 1 =-

Убеждение

Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения. 

 

В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

 

Убеждения

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. 

 

 

Удовлетворенность трудом

Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда. Согласно двухфакторной («мотивационно-гигиенической») теории удовлетворенности трудом (Ф. Херцбергер), к «мотивационным» факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста. К «гигиеническим» факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных «гигиенических» факторов возникает особое состояние, которое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом. Исследование формирования удовлетворенности трудом, его динамики является одной из значимых проблем социальной психологии и психологии труда, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя социально-психологического климата и эффективности деятельности. 

 

Узнавание

Узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. Идентификация). Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного узнавания выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного узнавания выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, которого на самом деле никогда не встречал (см. Парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное. 

 

 

Ум

Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека (см. Рассудок и разум).

 

Умение

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

 

Умозаключение

Умозаключение — одна из логических форм мышления (см. также Понятие и Cуждение). Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок). В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Примером исследований умозаключающего мышления в психологии может быть исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них.

 

Умственного развития уровень

Умственного развития уровень — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень умственного развития — это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне умственного развития может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см. Тесты критериально-ориентированные) дает возможность, не охватывая всего уровня умственного развития в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы возможной их ликвидации. При анализе уровня умственного развития необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в которой проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформировавшийся у него уровень умственного развития и его умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие уровней умственного развития обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивида по отношению к некоторым апробированным им видам деятельности. По наличному уровню умственного развития нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.

 

Умственные действия

Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим умственные действия отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). Умственные действия могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных (см. Мышление), мнестических (см. Память) и др.), так и эмоциональных (см. Эмоции) задач. В отечественной психологии умственные действия исследованы применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т. п.). Управление процессом формирования умственных действий (см. Поэтапного формирования умственных действий концепция) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию умственных действий находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении.

 

Упражнение

Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, — либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнению и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его — в зависимости от достигнутой меры автоматизации — в умение или навык. Упражнение может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе упражнения.

 

Уравновешенность нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов — свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие уравновешенности нервных процессов, введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) тип высшей нервной деятельности. В исследованиях школы Б. М. Теплова—В. Д. Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервных процессов был предложен и новый термин — баланс нервных процессов.

 

Уровень группового развития

Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании. В отличие от традиционного подхода, где параметрами группообразования являются время существования группы, наличие сложившихся отношений власти и подчинения, число групповых коммуникаций, количество взаимных социометрических выборов (см. Социометрия) и т. п., в настоящее время складывается подход, в соответствии с которым для выявления уровня группового развития учитывается сочетание двух факторов — степени опосредствованности межличностных отношений содержанием (целями, ценностями, организацией) совместной деятельности и социального характера этих целей и ценностей (соответствующих общественно-историческому прогрессу или препятствующих ему). Исходя из этого, к высшему уровню группового развития могут быть отнесены коллективы и группы, приближающиеся к ним по типу своей структуры и социально-психологическим характеристикам, к низшему — группы, основанные на асоциальных факторах (всякого рода асоциальные ассоциации), и группы диффузные, в которых отсутствуют общие цели и ценности. Особое место занимают корпорации — группы, которые характеризуются высоким уровнем деятельностного опосредствования и функционирующими в них антисоциальными установками и принципами.

 

Уровень притязаний

Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

 

Уровней построения движения концепция

Уровней построения движения концепция — концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей (см. Афферентация), участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов (см. Эффекторы), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений (см. Активности физиология).

 

Усвоение

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Усвоению подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные (см. Мотивация), и операциональные (см. Операция). Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность усвоения — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта усвоения видов деятельности.

 

Условный рефлекс

Условный рефлекс — рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин условный рефлекс предложен И. П. Павловым. В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, то есть обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Различают два вида условных рефлексов: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного (см. Оперантное обусловливание). Механизм формирования условного рефлекса первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами — условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме условного рефлекса как сложной функциональной системе с обратной связью, то есть организованной по принципу кольца, а не дуги. Условные рефлексы животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условных раздражителей выступает слово («сигнал сигналов», по И. П. Павлову) (см. Сигнальные системы).

 

Усталость

Усталость — комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными (см. Эмоции) реакциями. Усталость может возникать и при длительном выполнении однообразной деятельности. Однако возможна и парадоксальная усталость, не связанная с утомлением, как и отсутствие усталости у объективно утомленного человека.

 

Установка

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905). Позднее понятие социальной установки — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установки наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (см. Установки теория). В общей психологии установка применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды (см.

Страница 1 из 2 Следующая страница »

« Назад