Психологический словарь

Буква П

Память
Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития (см. Онтогенез) происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая —иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств (см. Моделирование в психологии). При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти человека.
 
Память долговременная
Память долговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременной памяти и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. В долговременной памяти одновременно функционирует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, отражающие различное личностное отношение субъекта к тем или иным сведениям (см. Значение, Личностный смысл). Исследование организации информации в долговременной памяти является поэтому важным средством диагностики познавательной сферы и личности (см. Психодиагностика, Психосемантика).
 
Память кратковременная
Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в кратковременную память считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический (акустико-артикуляционный) характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Синонимы кратковременной памяти — «оперативная» память и «рабочая» память.
 
Память сенсорная
Память сенсорная — (от лат. sensus — чувство, ощущение) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), память эхоическую (слух) и другие виды сенсорной памяти. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и памяти долговременной, для которых типичны соответственно вербально-аккустическое и семантическое кодирование. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала.
 
Паника массовая
Паника массовая (от греч. panikуn — безотчетный ужас) — один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов (см. Воля) и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяют социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности (см. Напряженность психическая), вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (землетрясение, война, военный переворот и т. д.); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физиологические условия (усталость, голод, опьянение и т. д.). Подробное изучение условий и механизмов возникновения и развития массовой паники позволяет разрабатывать специальные меры для профилактики и прекращения уже возникшей массовой паники.
 
Парадигма
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению парадигме), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
 
Парадокс
Парадокс (от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее «здравому смыслу» (иногда лишь на первый взгляд); 2) неожиданное явление, событие, не соответствующее привычным представлениям; 3) в теории множеств и формальной логике — противоречие, возникающее при всяком отклонении от истины. В логике противоречие синонимично термину «антиномия» — противоречие в законе — так называют любое рассуждение, доказывающее как истинность тезиса, так и истинность его отрицания (антитезиса). Нередко парадокс возникает, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной степени доказуемыми. Термин парадокс возник в античной философии (Платон, Аристотель) для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Он может проявляться как в научной теории, так и в обыденных жизненных рассуждениях, при этом парадокс выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным». Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем разбираться в его истинности или ложности, то парадоксальные высказывания часто воспринимаются как свидетельства независимости и самобытности выражаемого субъектом мнения, особенно если оно имеет четкую афористическую форму. Если возникает задача выявления источника парадокса и нахождения способа его устранения, то анализ парадоксальных высказываний и ситуаций показывает, что чаще всего они возникают при распространении на целое закономерностей, установленных для его частей.
 
Парамнезия
Парамнезия (от греч. para — возле, около, mnesia — воспоминание) — обманы памяти, «ложные воспоминания». Чаще всего под парамнезией понимают расстройства памяти, при которых происходящее в данный момент кажется знакомым, уже пережитым когда-то. В возникновении парамнезии в норме важную роль играют эмоции и аффекты, типичным является, в частности, переоценка влияния собственной личности на исход некоторых, имевших место в прошлом событий. В современной медицинской психологии установлена связь парамнезии с пограничными состояниями (стресс, острое и хроническое утомление), психастенией и другими изменениями функционирования центральной нервной системы.
 
Парапсихология
Парапсихология (от греч. para — возле, около) — обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строго научного обоснования и к которым относят прежде всего так называемое экстрасенсорное восприятие, то есть прием информации человеком, не связанный с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.). Исследование феноменов парапсихологии началось с конца XIX в. и хотя так и не привело к выводам об их природе и механизмах, однако способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, субсенсорного восприятия, феноменальной памяти и вычислительных способностей и т. п. Явления, о которых говорит парапсихология, остаются до сих пор предметом дискуссий. Синоним парапсихологии — психотроника.
 
Парафазия
Парафазия (от греч. para — возле, около, phasis — речь) — замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида парафазии: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) парафазия представляет собой проявления различных форм афазии. Литеральная парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная парафазия характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. Контаминация). Литеральные и вербальные парафазии у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития
 
Пароксизм
Пароксизм (от греч. paroxusmуs — раздражение) — 1) обострение, усиление какого-либо болезненного процесса, иногда принимающего форму припадка, наступающего внезапно; 2) острая форма переживания какой-либо эмоции (например, отчаяния, ярости, ужаса и т. п.). 
 
Патопсихология
Патопсихология (от греч. pбthos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. патопсихология изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение патопсихология в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации
 
Парафазия
Парафазия (от греч. para — возле, около, phasis — речь) — замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида парафазии: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) парафазия представляет собой проявления различных форм афазии. Литеральная парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная парафазия характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. Контаминация). Литеральные и вербальные парафазии у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.
 
Пароксизм
Пароксизм (от греч. paroxusmуs — раздражение) — 1) обострение, усиление какого-либо болезненного процесса, иногда принимающего форму припадка, наступающего внезапно; 2) острая форма переживания какой-либо эмоции (например, отчаяния, ярости, ужаса и т. п.).
 
Педагогическая психология
Педагогическая психология (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические основы самой педагогической деятельности (психология учителя). Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. Педагогическую психологию можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). По сферам применения педагогической психологии можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см. Возрастная психология), психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.
 
Педология
Педология (от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В исследованиях ученых, работавших в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома педология явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).
 
Переживание
Переживание (в психологии) — 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Это позволяет человеку в критической жизненной ситуации (см. Кризис) перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования.
 
Перенос
Перенос — влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Можно сказать, что мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия (см. Ориентировочная основа действия). Перенос незначителен в случае ориентировки не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные. Перенос могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение этого действия.
 
Персеверация
Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания. Различают персеверацию в двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной (см. Эйдетизм) и интеллектуальной сферах. Тенденция к персеверации часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или состояниях острого переутомления (см. Утомление). Предполагают, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
 
Персонализация
Персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении введено В. А. Петровским. Потребность в персонализации (потребность быть личностью) — не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Экспериментально показано (см. Принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализации одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.
 
Персонализм
Персонализм (в психологии) (от лат. persona — личность) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Персонализм дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.
 
Персонификация
Персонификация (от лат. persona — личность, лицо и facere — делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним персонификации — олицетворение.
 
Персонализм
Персонализм (в психологии) (от лат. persona — личность) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Персонализм дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности
 
Персонификация
Персонификация (от лат. persona — личность, лицо и facere — делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним персонификации — олицетворение.
 
Перцептивные действия
Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
 
Перцепция
Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. Восприятие).
 
Перцепция социальная
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальная перцепция стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных (см. Атрибуция каузальная). В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой (см. Мотивация, Смысл) структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.
 
Пиктограмма
Пиктограмма (от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. Пиктограмма была предложена российским психологом А. Р. Лурия в 30-х гг. и нашла широкое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностического приема. Общий вид пиктограммы — совокупность графических образов, которые испытуемый придумывает сам с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений. Как диагностический прием пиктограммы относится к разряду проективных тестов (см. Тесты проективные), так как часто отражает скрытые мотивы, личные проблемы и опасения испытуемых. Предполагается, что процесс выбора и построения графических образов позволяет обнаружить не только расстройства памяти, но и нарушения понятийного мышления (см. Мышление словесно-логическое).
 
Пилотажное исследование
Пилотажное исследование — пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии пилотажное исследование (рабочий термин — «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. Пилотажное исследование — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».
 
Плацебо-эффект
Плацебо-эффект (от лат. placebo — поправляюсь) — изменение в физиологическом и психологическом состоянии субъекта, вызываемое приемом плацебо — безвредного препарата, назначаемого под видом какого-либо лекарственного средства. Плацебо-эффект демонстрирует психотерапевтическое действие (см. Психотерапия) самого факта приема лекарства и применяется, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии нового препарата. При этом группе испытуемых сообщается, что их будут лечить новым средством, после чего половине группы дается плацебо. Сравнение результатов по двум подгруппам позволяет судить о действительной эффективности лекарства. Плацебо-эффект используется также в психотерапии и некоторых экспериментальных психологических задачах.
 
Плюрализм
Плюрализм (социально-психологический  аспект)  (от  лат.  pluralis  — множественность) — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто плюрализм можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. Плюрализм — важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи неотъемлемым условием гласности, демократизации и нового мышления, плюрализм является важным феноменом политической психологии. Плюрализм несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.
 
Поведение
Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. Необихевиоризм) Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний (см. Роль). Неадекватность поведения (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы поведения) отрицательно сказывается на межличностных отношениях.
 
Поведение агрессивное
Поведение агрессивное — специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). В социально-психологическом плане имеет значение суммация агрессивного поведения отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках так называемых массовидных явлений. В зарубежной психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных (см. Либидо) стремлений в раннем детстве; необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе «социального научения»; интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп; когнитивизм (см. Когнитивная психология) — результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (см. Когнитивного соответствия теории). Существуют и откровенно биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как чисто инстинктивное (см. Инстинкт).
 
Поведение полевое
Поведение полевое — преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Полевое поведение наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности взрослого человека.
 
оведения терапия
Поведения терапия (от греч. therapйia — лечение) — сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача терапии поведения усматривается в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление человека к действительности. В настоящее время понятие терапии поведения все чаще заменяется понятием «модификация поведения».
 
Повторение
Повторение — воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. В общей психологии повторение рассматривается прежде всего в связи с исследованием памяти. Повторение изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельности. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Выполнение специально подобранных упражнений и повторение действия в меняющихся условиях обеспечивают приобретение им таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма.
 
Пограничные ситуации
Пограничные ситуации — ситуации индивидуального существования (личного бытия), в которых самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Пограничные ситуации побуждают человека опираться на свои сущностные силы и служат источником рефлексии. Пограничные ситуации — важные моменты саморазвития личности, стимулы деятельности; в то же время они способны вызвать чрезмерное напряжение (см. Стресс), могут послужить причиной невротизации и психических травм.
 
Пограничные состояния
Пограничные состояния — обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк. Выделяются пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия» и т. д.
 
Подвижность
Подвижность — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены и основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также — скорости возникновения и прекращения нервного процесса. В дальнейшем из синдрома подвижности был выделен отдельный синдром нового свойства нервной системы — лабильность.
 
Подкрепление
В учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов И. П.) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар электрическим тоном), называется отрицательным (наказание). Подкрепление в виде пищи называют положительным (награда). В ситуации инструментального обучения (при выработке какой-либо двигательной реакции) в функции отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным подкреплением может стать отмена наказания.
 
Подражание
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Подражание встречается на разных возрастных этапах (см. Возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью (см. Значимый другой; Референтность) либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (см. Стереотип социальный). Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).
 
Подростковый возраст (отрочество)
Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени (см. Возраст) в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (см. Отклоняющееся поведение).
 
Подсознание
Подсознание (подсознательное) — собирательное понятие, которым обозначают различные неосознаваемые системы психики (например, предсознательное и бессознательное) или их совокупность. Понятие введено Э. Плятнером во второй половине XVIII в. и уточнено на уровне представлений о «душе-айсберге» Г. Фехнером в середине XIX в. Вопреки широко распространенному заблуждению, в учении З. Фрейда понятие «подсознание» практически не употреблялось, хотя именно психоанализ непреднамеренно содействовал популяризации этого понятия и его внедрению в общественное сознание и язык обыденной жизни.
 
Позиция социальная
Позиция социальная — 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении социальная позиция синонимично понятию статус; 2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах. В этом значении социальная позиция передает сущностную характеристику понятия социальная ситуация развития как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. Социальная позиция отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.
 
Пол
Пол — а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. В англоязычной литературе для разграничения этих понятий часто используются термины секс — биологический пол, связанный прежде всего с размножением, и гендер, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Половая принадлежность человеческого индивида — многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого эволюционного процесса — хромосомный (генетический) набор, определяющий пол, создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Под влиянием отношения окружающих у ребенка формируются половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений. В период полового созревания в результате соответствующих гормональных процессов, с одной стороны, и влияния окружающих людей — с другой, половая идентичность дополняется определенными сексуально-эротическими ориентациями и интересами.
 
Поле
Поле (в психологии) — совокупность переживаемых субъектом актуальных («здесь и теперь») побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и топологической психологии и получало трактовку в соответствии с принципами этих научных школ западной психологии. С помощью понятия поля характеризуется поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой  им ориентации (см. Поленезависимость).
 
Полевое исследование
Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Полевое исследование — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в естественных условиях естественного существования и др. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель полевого исследования — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа полевых исследований: поисковое (см. Пилотажное исследование) — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное (см. Эксперимент) — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.
 
Поленезависимость
Поленезависимость — понятие, обозначающее преимущественную ориентацию субъекта на внутренние эталоны упорядочивания внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы ориентации во внешнем мире. Поленезависимость охватывает широкий круг явлений: от явлений устойчивости и адекватности восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих такое восприятие, до появления автономии личности в ситуации суггестивного (см. Суггестия) влияния группы, толпы. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации.
 
Политическая психология
Политическая психология (от греч. politika — государственные или общественные дела) — область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) в политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. В психологической науке многие проблемы, составляющие предмет политической психологии (политическое воспитание, общественное сознание, психология идеологического воздействия, политическая активность масс и др.), решалось в рамках социальной, педагогической и возрастной психологии, социологии, экономической науки, философии. В настоящее время политическая психология — одно из активно развивающихся самостоятельных направлений психологии.
 
Политическое сознание
Политическое сознание — социально-психологические феномены, связанные с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации общественной жизни, распределения ответственности, установок по отношению к различным социальным системам и др. В каждом обществе имеются носители определенного типа политического сознания, которые не просто подчиняются данной системе власти, но и по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов политического сознания выделяются, в частности, такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и др. Особенности политического сознания выражаются в экспектациях людей по отношению к власти, в их приверженности определенным нравственным идеалам, в ценностных ориентациях, касающихся различных социальных процессов, и др.
 
Половая дифференциация
Половая дифференциация — совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация — это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация социально обусловлена. С момента определения паспортного пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации —передачи ему устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью.
 
Половая жизнь
Половая жизнь — совокупность соматических, психических и социальных процессов, которыми движет и посредством которых удовлетворяется половое влечение (см. Сексуальное поведение). Вне зависимости от генитальных проявлений половая жизнь человека содержит духовное общение, в результате которого достигается партнерами уровень близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий («диапазон приемлемости»).
 
Половая идентичность
Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами.
 
Половое влечение
Половое влечение (лат. libido — страстное желание, похоть) — многозначный термин, обозначающий и сексуальное желание вообще, и стремление к телесному сближение с определенным человеком, и мотивационный аспект сексуальности. В психологии XIX в. половое влечение считалось чисто инстинктивным и объяснялось либо как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое напряжение, возникающее в результате деятельности половых желез. В современной сексологии эти явления обозначаются разными терминами. Количественная сторона, сила влечения (возбудимость, напряжение, длительность и т. п.) определяется в основном психогормональными процессами, зависит от половой конституции индивида и некоторых ситуативных факторов. Содержательная сторона (выбор объекта влечения, условия и способы его удовлетворения, оценочные критерии и т. д.) зависит от принятых в обществе норм и от особенностей индивидуального развития и воспитания. Сексуальный сценарий, формируемый в процессе социального научения, содержит характеристику субъекта, объекта и содержания сексуально-эротического действия, а также определение условий, места, мотивации, дозволенности и недозволенности его совершения.
 
Половые роли
Половые роли — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Дифференциация половых ролей проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. Половые роли — вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. При изучении половых ролей исследуется широкий круг вопросов: степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и обрядовой деятельности; содержание соответствующих ролей и ожиданий. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, то есть нормативных для данного пола правил и образцов сексуального поведения.
 
Полярных профилей метод
Полярных профилей метод (от греч. polos — ось, полюс и итал. profilo — очертание) — способ описания анализируемых объектов (понятий, социальных установок, социальных стереотипов и т. п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний (предложений) (например: твердый — мягкий, теплый — холодный и т. п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале (более мягкий или более твердый и т. п.) делается вывод о том, каково психологическое отношение его к данному объекту. В отличие от метода семантического дифференциала, метод полярных профилей не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории
 
Помощь психологическая
Помощь психологическая — профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование (см. Консультативная психология) и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия. Психологическое консультирование включает диагностику и коррекцию. Психолог, осуществляя экспертный анализ и оценку проблемы клиента, строит на их основе рекомендации, советы, указания, адресованные консультируемому, а также в ряде случаев использует специально подобранные или разработанные им самим тренинговые (см. Тренинг социально-психологический) и коррекционные программы. Психологическое консультирование применяется в самых разнообразных областях деятельности: в бизнесе, образовании, социальной работе, при подборе кадров, в деятельности разного рода психологических служб и т. д. Неврачебная психотерапия состоит из множества различных направлений, подходов, школ, которые находятся одновременно в отношениях противоборства и взаимодополнительности. Многообразие психотерапевтической культуры структурируется разным видением и толкованием трех составляющих терапевтического процесса: терапевт — клиент — проблема. Несмотря на все различия, существующие между школами, цель терапии одна: позитивное изменение клиента.
 
Понимание
Понимание — 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия. Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. Наиболее подробно изучена роль языка в понимании (в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам понимания относятся идентификация, проекция, социальная перцепция (см. Перцепция социальная), эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция (см. Атрибуция каузальная).
 
Понимающая психология
Понимающая психология — направление в немецкой психологии конца XIX — начала XX вв., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки данного направления выдвинул немецкий философ В. Дильтей, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке. Последователь Дильтея немецкий философ Э. Шпрангер, который и ввел термин «понимающая психология», выделил шесть типов человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал человек (личность) — теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. В дальнейшем эта типология была использована для экспериментального изучения ценностных ориентаций личности.
 
Понятие
Понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие понятия у человека. Проводится различие между усвоением понятия, выработанных другими людьми, и самостоятельной выработкой новых понятий. Проводится различие между житейскими и научными понятиями, между стихийным и управляемым развитием понятия.
 
Порог ощущения
Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при к-рой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом ощущения. Измерения абсолютных и дифференциальных порогов ощущения привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов ощущения меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя. Порог ощущения обратно пропорционален количественному показателю соответствующего вида чувствительности.
 
Последовательный образ
Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный последовательный образ Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный последовательный образ. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных последовательных образов, которые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут (см. Представления; Эйдетизм).
 
Постулат непосредственности
Постулат непосредственности (от лат. postulatum — требование) — положение, согласно которому внешние раздражители, воздействуя на психику однозначно, определяют при этом ее проявления и связанные с ними реакции субъекта. В основе постулата непосредственности лежит игнорирующая опосредствующие психику факторы двучленная схема ее анализа: воздействие на рецептирующие (воспринимающие) системы субъекта и ответные явления (субъективные или объективные), вызванные данным воздействием.
 
Поступок
Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в кjnjром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок — основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.
 
Потребность
Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.
 
Поэтапного формирования умственных действий концепция
Поэтапного формирования умственных действий концепция — выдвинутое П. Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В концепции поэтапного формирования умственных действий выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
 
Правосознание
Правосознание — сфера общественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Основные функции правосознания — познавательная, оценочная и регулятивная. Последняя реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок.
 
Пралогическое мышление
Пралогическое мышление — понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром (см. Тотем). При пралогическом мышлении природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.
 
Предметно-рефлексивные отношения
Предметно-рефлексивные отношения — интериоризованная (см. Интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми (см. Рефлексия), основывающаяся на способности к мысленному отражению позиции «другого» или представлений других об особенности собственного видения предмета (объекта, проблемы). Предметно-рефлексивные отношения являются необходимым компонентом познавательной активности субъекта, поскольку реконструкция воззрений других лиц относительно рассматриваемого предмета позволяет усмотреть в нем новые аспекты, стимулирует критичность мышления, делает возможным размышление в форме внутреннего диалога со значимыми другими людьми.
 
Предметно-ценностное единство коллектива
Предметно-ценностное единство коллектива — нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при которой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту, либо способам его преобразования) и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета социально обусловленной совместной деятельности. Предметно-ценностное единство коллектива — важнейшая составляющая интеграции социальной группы как совокупного объекта деятельности. Оно проявляется, во-первых, в близости ценностных представлений (см. Ценностные ориентации) членов группы о предмете (цели) совместной деятельности, во-вторых, в единстве практического воплощения (актуализации) этих представлений в конкретных условиях деятельности. Предметно-ценностное единство коллектива — не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в группе. Оно закономерно порождается общественно детерминированной совместной деятельностью и может быть рассмотрено как феномен интеграции коллектива на высшем уровне (см. Ценностно-ориентационное единство коллектива).
 
Предсознательное, предсознание
Предсознательное, предсознание — в классическом психоанализе З. Фрейда одна из трех систем психики человека (бессознательное —предсознательное—сознание), основным отличительным признаком которой выступает наличие в ней информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами (например, воспоминаний, неактуализированных знаний и т. д.), но способных стать сознательными (осознанными) при совпадении определенных условий. Для предсознательного также характерно наличие в нем преимущественно «связанной» энергии и вторичных процессов. В общем предсознательное существенно отличается от бессознательного и сознания по содержанию ( в том числе возможности и мере осознанности-неосознанности), форме энергии, типу процессов, характеру и форме информации и функциям. Как система психики предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного.
 
Представления
Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер представления позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств (см. Мнемоника). Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.
 
Престиж
Престиж (от фр. prestige — авторитет, влияние) — мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности.
 
Принцип отраженной субъектности
Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей (см. Персонализация). Принцип отраженной субъектности разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с принципом отраженной субъектности экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого. При описании экспериментов во избежание смешения с испытуемыми слово «Исследуемый» пишется с заглавной буквы. Изменения в индивидуальных проявлениях испытуемых служат характеристикой личности Исследуемого. Принцип отраженной субъектности не исключает, а предполагает использование и других методов исследования личности. Среди способов репрезентации Исследуемого испытуемому выделяются следующие: 1) реальное взаимодействие Исследуемого с испытуемым в пределах экспериментальной ситуации; 2) присутствие Исследуемого без его вмешательства в деятельность испытуемого и в сложившуюся ситуацию; 3) материализованные репрезентации Исследуемого испытуемому: предъявление фотографии, фонограммы голоса, символизирующих Исследуемого предметов и др.; 4) включение Исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала (например, образа Исследуемого в картинку проективного теста); 5) квазиприсутствие — гипнотическая актуализация образа Исследуемого, воображаемое присутствие и т. д. В экспериментах зафиксированы изменения у испытуемых социальных установок, интересов, особенностей когнитивного стиля, способов разрешения конфликтов и т. д., что проясняет картину личностных особенностей Исследуемого.
 
Принятие решения
Принятие решения — акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Основные этапы процесса принятия решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру принятия решения — формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
 
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. Проблемная ситуация является одним из центральных понятий проблемного обучения. 
« Назад
Яндекс.Метрика