Психологический словарь

Буква П

-= 2 =-

Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Можно сказать, что мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия (см. Ориентировочная основа действия). Перенос незначителен в случае ориентировки не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные. Перенос могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение этого действия.

 

Персеверация

Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания. Различают персеверацию в двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной (см. Эйдетизм) и интеллектуальной сферах. Тенденция к персеверации часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или состояниях острого переутомления (см. Утомление). Предполагают, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

 

Персонализация

Персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении введено В. А. Петровским. Потребность в персонализации (потребность быть личностью) — не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Экспериментально показано (см. Принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализации одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.

 

Персонализм

Персонализм (в психологии) (от лат. persona — личность) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Персонализм дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.

 

Персонификация

Персонификация (от лат. persona — личность, лицо и facere — делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним персонификации — олицетворение.

 

Персонализм

Персонализм (в психологии) (от лат. persona — личность) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Персонализм дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности

 

Персонификация

Персонификация (от лат. persona — личность, лицо и facere — делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним персонификации — олицетворение.

 

Перцептивные действия

Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.

 

Перцепция

Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. Восприятие).

 

Перцепция социальная

Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальная перцепция стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных (см. Атрибуция каузальная). В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой (см. Мотивация, Смысл) структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.

 

Пиктограмма

Пиктограмма (от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. Пиктограмма была предложена российским психологом А. Р. Лурия в 30-х гг. и нашла широкое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностического приема. Общий вид пиктограммы — совокупность графических образов, которые испытуемый придумывает сам с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений. Как диагностический прием пиктограммы относится к разряду проективных тестов (см. Тесты проективные), так как часто отражает скрытые мотивы, личные проблемы и опасения испытуемых. Предполагается, что процесс выбора и построения графических образов позволяет обнаружить не только расстройства памяти, но и нарушения понятийного мышления (см. Мышление словесно-логическое).

 

Пилотажное исследование

Пилотажное исследование — пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии пилотажное исследование (рабочий термин — «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. Пилотажное исследование — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

 

Плацебо-эффект

Плацебо-эффект (от лат. placebo — поправляюсь) — изменение в физиологическом и психологическом состоянии субъекта, вызываемое приемом плацебо — безвредного препарата, назначаемого под видом какого-либо лекарственного средства. Плацебо-эффект демонстрирует психотерапевтическое действие (см. Психотерапия) самого факта приема лекарства и применяется, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии нового препарата. При этом группе испытуемых сообщается, что их будут лечить новым средством, после чего половине группы дается плацебо. Сравнение результатов по двум подгруппам позволяет судить о действительной эффективности лекарства. Плацебо-эффект используется также в психотерапии и некоторых экспериментальных психологических задачах.

 

Плюрализм

Плюрализм (социально-психологический  аспект)  (от  лат.  pluralis  — множественность) — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто плюрализм можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. Плюрализм — важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи неотъемлемым условием гласности, демократизации и нового мышления, плюрализм является важным феноменом политической психологии. Плюрализм несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

 

Поведение

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. Необихевиоризм) Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний (см. Роль). Неадекватность поведения (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы поведения) отрицательно сказывается на межличностных отношениях.

 

Поведение агрессивное

Поведение агрессивное — специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). В социально-психологическом плане имеет значение суммация агрессивного поведения отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках так называемых массовидных явлений. В зарубежной психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных (см. Либидо) стремлений в раннем детстве; необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе «социального научения»; интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп; когнитивизм (см. Когнитивная психология) — результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (см. Когнитивного соответствия теории). Существуют и откровенно биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как чисто инстинктивное (см. Инстинкт).

 

Поведение полевое

Поведение полевое — преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Полевое поведение наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности взрослого человека.

 

оведения терапия

Поведения терапия (от греч. therapйia — лечение) — сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача терапии поведения усматривается в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление человека к действительности. В настоящее время понятие терапии поведения все чаще заменяется понятием «модификация поведения».

 

Повторение

Повторение — воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. В общей психологии повторение рассматривается прежде всего в связи с исследованием памяти. Повторение изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельности. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Выполнение специально подобранных упражнений и повторение действия в меняющихся условиях обеспечивают приобретение им таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма.

 

Пограничные ситуации

Пограничные ситуации — ситуации индивидуального существования (личного бытия), в которых самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Пограничные ситуации побуждают человека опираться на свои сущностные силы и служат источником рефлексии. Пограничные ситуации — важные моменты саморазвития личности, стимулы деятельности; в то же время они способны вызвать чрезмерное напряжение (см. Стресс), могут послужить причиной невротизации и психических травм.

 

Пограничные состояния

Пограничные состояния — обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк. Выделяются пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия» и т. д.

 

Подвижность

Подвижность — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова.

« Предыдущая страница Страница 2 из 4 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад