Психологический словарь

Буква В

Валидность теста
Валидность теста (от англ valid — действительный, пригодный, действенный) — один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие валидности отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств человека. Если раньше понятие валидности чаще других ассоциировалось с понятием "качество теста", то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, валидность теста — это, прежде всего, адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержанию диагностируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профотборе и других прикладных психологических обследованиях). В контексте прикладной задачи валидность теста представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования.

Валидность теста
Валидность теста (от англ valid — действительный, пригодный, действенный) — один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие валидности отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств человека. Если раньше понятие валидности чаще других ассоциировалось с понятием "качество теста", то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, валидность теста — это, прежде всего, адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержанию диагностируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профотборе и других прикладных психологических обследованиях). В контексте прикладной задачи валидность теста представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования.

Валидность эксперимента
Валидность эксперимента (от англ validity — полноценность) — достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие "валидность эксперимента" о6ъединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.

Вдохновение
Cостояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Вдохновение при всей своей кажущейся самопроизвольности является, как правило, результатом предварительного напряженного труда.

Вебера–Фехнера закон
Открытый Э.Г. Вебером (1834) и развитый дальше Г.Т. Фехнером основной закон психофизики, согласно которому при увеличении силы раздражения в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т. д.) интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.).

Ведущая деятельность
Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятелдьности, в одном возрастном периоде (см. Возраст), обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы.

При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность:

1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;

2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;

3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;

4) учебная деятельность школьников;

5) интимно-личностное общение подростков;

6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Считается, что ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение представлений о роли ведущей деятельности в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной ведущей деятельности, априорно выделенной в каждом возрастном этапе (А. В. Петровский). В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (см. Уровень группового развития) и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние правонарушители и т. п.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения.

При этом предлагается различить ведущую деятельность, которая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме ведущей деятельности), и ведущую деятельность, которая реально формирует эти новообразования (психологический подход).

Вера
Вера (в психологии) (от лат ventas — истина, verus — истинный) — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения, фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев).

Вера и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие веры преимущественно с религиозной верой, а все остальные варианты его использования называть светской верой.

В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие духовной веры, частично пересекающееся с религиозной верой. Содержательно понятие веры двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой — трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых вера выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций вера есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая вера не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков).

Объекты веры (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовноинтеллектуальной действительности и т п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектами знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то вера переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта веры могут выступать: отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом вера, как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет веры), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта.

 

Вербальный
Вербальный (от лат. ver-bahs — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала (см. Знак), а также процессов оперирования с этим материалом.

Вероятностное прогнозирование
Предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (И. М. Фейгенберг). Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из гипотез приписывается определенная вероятность. В соответствии с вероятностным прогнозированием осуществляется преднастройка — подготовка к соответствующим действиям индивида. Вероятностное прогнозирование изучается в рамках физиологии активности.

Взаимодействие
Взаимодействие (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если в процессе взаимодействия обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Однако эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия. Для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временных ограничений не существует.

Взаимодействие анализаторов
Взаимодействие анализаторов — одно из проявлений единства сенсорной сферы (см. Сенсорная система). Наиболее полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Явления этого типа описал еще М. В. Ломоносов, искавший их объяснение в области физики. Большой экспериментальный материал по взаимодействию анализаторов , накопленный исследователями, был систематизирован С. В. Кравковым {1948}. Взаимодействие анализаторов проявляется также в совместной работе анализаторов, дающих субъекту информацию о таких сторонах окружающего мира, о которых ни один из этих анализаторов сам по себе не приносит информации.

Взаимодействие межличностное
Межличностное взаимодействие — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия (см. Конфликт).

Витализм
Витализм — (от лат. vitalis — жизненный) — учение, противопоставляющее органические (жизненные) процессы другим процессам природы, полагая, что первые управляются особой, целесообразно действующей жизненной силой. В этом учении неадекватно преломилось знание о целостности, активности, самоорганизации живых систем. Вопреки витализму специфика причинных факторов, отличающих живую природу от неорганической, не дает оснований усматривать в них действие имматериальных агентов. В то же время, подвергнув критике механические и "атомарные" (отрицающие или игнорирующие изначальную целостность живых субстратов) воззрения на организм и его функции, витализм побудил исследователей в области биологии и психологии искать новые решения проблемы своеобразия живого вещества без обращения к сверхъестественным силам.

Власть
Аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми В является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении. Власть действительно эффективна лишь при постоянно функционирующей обратной связи (feedback), по которой поступает поток информации о том, насколько властные решения целесообразны и эффективны. В тоталитарном обществе этот поток ограничен и власть функционирует при ослабленной или отсутствующей ее коррекции.

Влечение
Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др. Влечение — одно из центральных понятий психоанализа.

Влияние
Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта влияния. В отличие от направленного влияния ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания.

Влияние функционально-ролевое
Вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от индивидуально-специфического влияния (см. Индивидуально-специфическое влияние). Функционально-ролевое влияние осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролей расстановкой сил и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний.

Вложенный труд
Психологический феномен, состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие. Вследствие своей социальной сущности субъект испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как вложенный труд стало предметом признания и положительной оценки со стороны других. При игнорировании вложенного труда личности у нее падает мотивация, появляется равнодушие, безразличие (см. Апатия), последующая деятельность выполняется формально, без мотивационного напряжения, необходимого для высокого уровня достижений.

Внимание
Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Выделяют три вида внимания.

Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция.

Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.

По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление так называемого постпроизвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемости.

Внутренняя картина болезни
Возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие "внутренняя картина болезни" введено А. Р. Лурия, продолжившего развитие идей А. Гольдшейдера об "аутопластической картине заболевания". По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии ("переживание болезни", "сознание болезни", "отношение к болезни" и др.) "внутренняя картина болезни" является наиболее общим и интегративным определением. Первоначальное представление в структуре внутренней картины болезни, включающей два уровня (сензитивный и интеллектуальный), в дальнейшем было дифференцировано путем выделения четырех уровней.

1) чувственный — комплекс болезненных ощущений;

2) эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

3) интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка;

4) мотивационный —выработка определенного, отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

Знание внутренней картины болезни необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний (см. Психосоматика)

Внутригрупповая экспертная взаимооценка
Социальнопсихологический метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и совместной деятельности.

Внутригрупповой фаворитизм
Внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor — благосклонность) — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Внутригрупповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении и различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия (см. Перцепция социальная).

Внушаемость
Степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (см. Комплекс), покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность (см. Экстраверсия), повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Внушение
Внушение (или суггестия) (лат sugestio — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. и данным состоянием, субъекта.

Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекцВозбуждение
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение — основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки.

 

ии, представляя собой совокупность "внушенных установок", Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т. д. (феномен массового внушения); источником внущения (суггестором) — индивид, группа, средства массовой информации.

Внушение, производимое группой, является одним из факторов конформности. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. Внушение достигается вербальными (слова, интонация) и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка) средствами. На внушении отчасти основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия) (см. Гипноз).

Военная психология
Прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности

Военная психология развивалась по четырем основным направлениям:

1) психология личности воина;

2) психология группы и межличностного взаимодействия в армии;

3) психология воинской деятельности в мирное время;

4) психология боя и войны.

К 90-м годам нынешнего века внутри военной психологии как дисциплины отчетливо выделились новые исследовательские направления и программы, ориентированные на различные типы исследовательских задач: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.

Воздействие
Воздействие (в психологии) — целенаправленный перенос движения, информации на других (в том числе материальных агентов) от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие, можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта).

Возраст
Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития (см. Онтогенез), обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство, Юность, Зрелость, Старость).

Возрастная группа
Одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т д.

Возрастная психология
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами возрастной психологии являются детская психология (см. Детство), психология юности (см. Юность), психология зрелого возраста (см. Зрелость), геронтопсихология (см. Старость) и др. Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Возрастные особенности
Возрастные особенности (в психологии) — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития (см. Возраст) Характеристика В о основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. В. о. образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные (см. Мотивация), эмоциональные (см. Эмоции), перцептивные (см. Перцепция) и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей (см. Дифференциальная психология), возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Волюнтаризм
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом.

Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум (см. Рассудок и разум), мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354-430), согласно которому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т.п.

Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от которого являются все психические проявления человека. В дальнейшем под влиянием этой разновидности волюнтаризма в так называемой глубинной психологии (см. Психоанализ; Аналитическая психология) сложилось представление об иррациональном природе влечений, движущих человеческим поведением.

Сторонниками волюнтаризма являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно которому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению ("Fiat!" (лат) — "Да будет!"), немецкий психолог Г. Мюнстербере, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала XX в.

Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Воля
Свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Понятие "воля" было введено в античный период для объяснения порождения действия, но не всякого, а лишенного стремления человека к нему. Как и два других основных понятия (разум и чувство) понятие воли в истории науки дифференцировалось.

Из проблемы воли выделились как самостоятельные - исследование свободы воли, принятие решений, целеобразование, а в последнее время и саморегуляции. Произошла также и смена проблемы, в рамках которой ставился вопрос о необходимости понятия воли. Первоначально в работах Аристотеля воля вводилась в связи с проблемой порождений действие на основе разумного решения, о его необходимости, но мотивационно необеспеченного. То есть речь шла о действиях необходимых, но не имеющих субъективно переживаемых желаний к ним (обратная задача, связана с торможением желаемого действия, но социально или личностно неприемлемого).

Затем воля стала наделяться функцией выбора в случае конфликтов мотивов и целей. Такое понимание воли ярко представлено в работах Спинозы. В XX веке проблема воли стала обсуждаться в связи с задачей преодоления препятствий, снижающих побуждение действию. В работах К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни и других. Воля связывалась с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствии, возникающих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей "овладения собой", то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением.

В настоящее время существует несколько вариантов понимания и исследования воли: либо выделение всех реальностей, для которых вводилось понятие воли, и выбор одной из них как отвечающей современному пониманию воли, либо выделение во всех реальностях того общего, что позволяет все их связать с волей; либо изменение содержания понятия воли для обозначения какой-то новой реальности.

Воображение
Психический процесс, выражающийся в:

1) построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) создании программы поведения, когда проблемная ситуация, неопределенна;

3) продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Воспитание
Воспитание (психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей к педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.

Восприятие межгрупповое
Процессы социальной перцепции (см. Перцепция социальная), в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. Межгрупповое восприятие — это взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов. Оно отличается от восприятия межличностного структурными характеристиками (согласованностью и унифицированностью), динамическими характеристиками — большей устойчивостью и консервативностью межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными и содержательными характеристиками (тесной связью когнитивных и эмоциональных моментов (см. Эмоции), большей оценочностью, чем при восприятии межличностном). Указанные характеристики и особенности межгруппового восприятия в концентрированном виде выражаются в таких феноменах, как внутригрупповой фаворитизм, групповая каузальная атрибуция, социальная стереотипизация.

Воспроизведение
Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Воспроизведение
Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Воспрятие межличностное
Восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований межличностного воспрятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия (см. Эффект недавности, Эффект ореола и др.). Важной особенностью межличностного восприятия является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в межличностном восприятии, являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.

Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него,

3) эмпатия —понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания,

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы межличностного восприятия, которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т. п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов межличностного воспрятия. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. Атрибуция каузальная).

Временная связь
Синоним условного рефлекса. В настоящее время трактуется как общее понятие, включающее наряду с условными рефлексами, требующими для своей реализации нервной системы, их аналоги, которые могут быть выработаны у простейших организмов, лишенных нервной системы.

Время реакции
Временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоторого сигнала ("реакция обнаружения"), обычно составляет около 0,2 сек. В случае более сложных задач, таких, как выделение одного из нескольких возможных сигналов ("реакция различения") "ли выбор одной из нескольких форм ответа ("реакция выбора"), время реакции увеличивается. С помощью регистрации времени реакции осуществляется также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимания фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответа, направленности внимания, установки, психологического состояния испытуемого, а также от более устойчивых индивидуальных его особенностей. Хронометрирование все шире применяется в общей и инженерной психологии, и нейропсихологии, психолингвистике и других, преимущественно экспериментальных, разделах современной психологии. Это объясняется абсолютным характером временной шкалы, не допускающим произвольных трансформаций.

Выразительные движения
Внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. Эмоции), проявляющиеся в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и "вокальной мимике" — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Выразительные движения часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Огромное влияние на развитие выразительных движений человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей выразительные движения обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного "языка", специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация выразительных движений осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым выразительным движениям.

Высшие психические функции
Сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

Разработка теории высших психических функций позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Формирование высших психических функций характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие высших психических функций, — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования высших психических функций представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность "свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высших психических функций являются сложные Функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (см. Афферентация; Эффекторы). Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом. Таким образом, каждая из высших психических функций связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. Локализация высших психических функций).

Вытеснение
Вытеснение, подавление, репрессия (от позднелат. Repressio — подавление) — в психоанализе 3. Фрейда, активное неосознаваемое действие, процесс и "защитный механизм", обеспечивающий переход из сознания в бессознательное какого-либо содержания и (или) недопущение неосознаваемого влечения до осознания. В общем вытеснение нарушает связь патогенной информации с сознанием. Согласно 3. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:

1) Первичное вытеснение предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний и т. д.

2) Вторичное вытеснение обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений, представлений и т. д. Все вытесненное из сознания в бессознательное не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека.

Время от времени происходит спонтанное "возвращение вытесненного", которое осуществляется в форме симптомов, снов, видений, ошибочных действий и т. д. 3. Фрейд считал теорию вытеснения краеугольным камнем, на котором зиждется все здание психоанализа.

Выученная беспомощность
Состояние, возникающее у человека, животных после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удается (в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия не решаемых задач, либо в процесс деятельности вводятся неустранимые помехи). У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога), на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств. Основной характеристикой выученной беспомощности является ее тенденция к генерализации — будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект, перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Вюрцвургская школа
Группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции ("экспериментальное самонаблюдение", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К вюрцвургской школе принадлежали немецкие психологи К. Марбе, Н. Ах, К. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. Вюрцвургская школа ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и т. п.) Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности которого не сводятся ни в законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители вюрцвургской школы считали "установкой сознания", другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции).

В противовес общепринятым в то время воззрениям вюрцвургская школа пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции вюрцвургской школы обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную (см. Аффект) напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.).

Работы психологов вюрцвургской школы поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов ("чистое" мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных вюрцвургской школой, были получены гештальт-психологией, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные вюрцвургской школой, вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титчеиера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

« Назад
Яндекс.Метрика