Психологический словарь

Буква В

-= 2 =-

Внушение
Внушение (или суггестия) (лат sugestio — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. и данным состоянием, субъекта.

Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекцВозбуждение
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение — основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки.

 

ии, представляя собой совокупность "внушенных установок", Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т. д. (феномен массового внушения); источником внущения (суггестором) — индивид, группа, средства массовой информации.

Внушение, производимое группой, является одним из факторов конформности. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. Внушение достигается вербальными (слова, интонация) и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка) средствами. На внушении отчасти основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия) (см. Гипноз).

Военная психология
Прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности

Военная психология развивалась по четырем основным направлениям:

1) психология личности воина;

2) психология группы и межличностного взаимодействия в армии;

3) психология воинской деятельности в мирное время;

4) психология боя и войны.

К 90-м годам нынешнего века внутри военной психологии как дисциплины отчетливо выделились новые исследовательские направления и программы, ориентированные на различные типы исследовательских задач: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.

Воздействие
Воздействие (в психологии) — целенаправленный перенос движения, информации на других (в том числе материальных агентов) от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие, можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта).

Возраст
Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития (см. Онтогенез), обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство, Юность, Зрелость, Старость).

Возрастная группа
Одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т д.

Возрастная психология
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами возрастной психологии являются детская психология (см. Детство), психология юности (см. Юность), психология зрелого возраста (см. Зрелость), геронтопсихология (см. Старость) и др. Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Возрастные особенности
Возрастные особенности (в психологии) — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития (см. Возраст) Характеристика В о основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. В. о. образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные (см. Мотивация), эмоциональные (см. Эмоции), перцептивные (см. Перцепция) и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей (см. Дифференциальная психология), возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Волюнтаризм
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом.

Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум (см. Рассудок и разум), мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354-430), согласно которому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т.п.

Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от которого являются все психические проявления человека. В дальнейшем под влиянием этой разновидности волюнтаризма в так называемой глубинной психологии (см. Психоанализ; Аналитическая психология) сложилось представление об иррациональном природе влечений, движущих человеческим поведением.

Сторонниками волюнтаризма являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно которому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению ("Fiat!" (лат) — "Да будет!"), немецкий психолог Г. Мюнстербере, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала XX в.

Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Воля
Свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Понятие "воля" было введено в античный период для объяснения порождения действия, но не всякого, а лишенного стремления человека к нему. Как и два других основных понятия (разум и чувство) понятие воли в истории науки дифференцировалось.

Из проблемы воли выделились как самостоятельные - исследование свободы воли, принятие решений, целеобразование, а в последнее время и саморегуляции. Произошла также и смена проблемы, в рамках которой ставился вопрос о необходимости понятия воли. Первоначально в работах Аристотеля воля вводилась в связи с проблемой порождений действие на основе разумного решения, о его необходимости, но мотивационно необеспеченного. То есть речь шла о действиях необходимых, но не имеющих субъективно переживаемых желаний к ним (обратная задача, связана с торможением желаемого действия, но социально или личностно неприемлемого).

Затем воля стала наделяться функцией выбора в случае конфликтов мотивов и целей. Такое понимание воли ярко представлено в работах Спинозы. В XX веке проблема воли стала обсуждаться в связи с задачей преодоления препятствий, снижающих побуждение действию. В работах К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни и других. Воля связывалась с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствии, возникающих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей "овладения собой", то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением.

В настоящее время существует несколько вариантов понимания и исследования воли: либо выделение всех реальностей, для которых вводилось понятие воли, и выбор одной из них как отвечающей современному пониманию воли, либо выделение во всех реальностях того общего, что позволяет все их связать с волей; либо изменение содержания понятия воли для обозначения какой-то новой реальности.

Воображение
Психический процесс, выражающийся в:

1) построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) создании программы поведения, когда проблемная ситуация, неопределенна;

3) продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Воспитание
Воспитание (психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей к педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.

Восприятие межгрупповое
Процессы социальной перцепции (см. Перцепция социальная), в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. Межгрупповое восприятие — это взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов. Оно отличается от восприятия межличностного структурными характеристиками (согласованностью и унифицированностью), динамическими характеристиками — большей устойчивостью и консервативностью межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными и содержательными характеристиками (тесной связью когнитивных и эмоциональных моментов (см. Эмоции), большей оценочностью, чем при восприятии межличностном). Указанные характеристики и особенности межгруппового восприятия в концентрированном виде выражаются в таких феноменах, как внутригрупповой фаворитизм, групповая каузальная атрибуция, социальная стереотипизация.

Воспроизведение
Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Воспроизведение
Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Воспрятие межличностное
Восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований межличностного воспрятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия (см. Эффект недавности, Эффект ореола и др.). Важной особенностью межличностного восприятия является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в межличностном восприятии, являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.

Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него,

3) эмпатия —понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания,

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы межличностного восприятия, которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т. п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов межличностного воспрятия. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. Атрибуция каузальная).

Временная связь
Синоним условного рефлекса. В настоящее время трактуется как общее понятие, включающее наряду с условными рефлексами, требующими для своей реализации нервной системы, их аналоги, которые могут быть выработаны у простейших организмов, лишенных нервной системы.

Время реакции
Временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоторого сигнала ("реакция обнаружения"), обычно составляет около 0,2 сек. В случае более сложных задач, таких, как выделение одного из нескольких возможных сигналов ("реакция различения") "ли выбор одной из нескольких форм ответа ("реакция выбора"), время реакции увеличивается. С помощью регистрации времени реакции осуществляется также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимания фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответа, направленности внимания, установки, психологического состояния испытуемого, а также от более устойчивых индивидуальных его особенностей. Хронометрирование все шире применяется в общей и инженерной психологии, и нейропсихологии, психолингвистике и других, преимущественно экспериментальных, разделах современной психологии. Это объясняется абсолютным характером временной шкалы, не допускающим произвольных трансформаций.

Выразительные движения
Внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. Эмоции), проявляющиеся в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и "вокальной мимике" — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Выразительные движения часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Огромное влияние на развитие выразительных движений человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей выразительные движения обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного "языка", специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация выразительных движений осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым выразительным движениям.

Высшие психические функции
Сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

« Предыдущая страница Страница 2 из 3 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад