Психологический словарь

Буква О

-= 2 =-

В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических (см. Эйдетизм) образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух... По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях одиночества на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.

 

Олигофренопсихология

Олигофренопсихология (от греч. oligos — немногий, незначительный, рhгёn — ум) — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие (см. Развитие психики) и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология выявляет причины их умственной отсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта (дебилы — легкая степень отсталости, имбецилы — средняя, идиоты — глубокая), способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах.

 

Оно (Ид)

Оно (Ид) — один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношений субъекта к внешней реальности (см. Принцип удовольствия). Для процессов в Оно не существует логических законов, по этому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные им пульсы, которые могут объединяться в компромиссные образования под давлением принципа экономии для разрядки энергии. Оно не знакомы никакие оценки, добро и зло, никакая мораль. Оно иррационально и бессознательно и потому находится в антагонизме со Сверх-Я (Супер-эго), включающем моральные стандарты и запреты. Особенностью Оно является отсутствие течения процессов во времени. Импульсивные желания, находящиеся в Оно, и через десятилетия ведут себя так же, словно возникли заново. Признать в этих влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое учение (см. Психотерапия)

 

Онтогенез

Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества

 

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание — термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. Условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при оперантном обусловливании животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.

 

Операция

Операция (лат. operatio — действие) — единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. В отличие от деятельности и действия, операция детерминируется не мотивами и целями, а условиями предметной ситуации, в которых экстериоризованы, воплощены в форме значений различные общественно выработанные схемы поведения (например, схемы употребления орудий или принятыев определенной культуре нормы этикета), полностью обусловливающие содержание операции. В зависимости от происхождения выделяют два вида операций: приспособительные и сознательные. Приспособительные операции относятся к реактивному уровню реагирования,иерархически самому узкому в структуре деятельности субъекта. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны; по уровню отражения — изначально неосознаваемы; по динамике протекания — косны, ригидны (см. Ригидность). Сознательные операции являются следствием автоматизации действия. В ходе неоднократных повторений какого-либо действия (например, при обучении вождению автомобиля или письму) содержание его цели, вначале осознаваемое субъектом, занимает в строении другого, более сложного действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в сознательную операцию. По способу регуляции сознательные операции произвольно контролируемы; по уровню отражения — вторично неосознаваемы (но могут осознаваться при появлении затруднений в ходе их осуществления); по динамике протекания — гибки, лабильны. Устойчивый направленный характер протекания операции определяется операциональной установкой

 

Опознавательные признаки

Опознавательные признаки — совокупность свойств объекта, на основании к-рых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу. Выделение и учет человеком опознавательных признаков может производиться как осознанно, так и неосознанно. В ходе онтогенетического (см. Онтогенез) и функционального развития перцептивных процессов (см. Восприятие) происходит постоянное выделение новых опознавательных признаков, что обеспечивает целостное опознание сложных объектов, не выступавших ранее как психологически целостные образования

 

Опознание

Опознание — процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов или категорий. Важнейшим моментом этих процессов является результат сравнения перцептивного (см. Восприятие) описания объекта с хранящимися в памяти эталонами описания соответствующих (релевантных) классов или категорий. Для изучения опознания часто применяются хронометрические методики (см. Время реакции).

 

Оппонентный круг

Оппонентный круг (лат. opponens— возражающий) — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление оппонентного круга — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений. Понятие оппонентного круга введено М. Г. Ярошевским.

 

Опрос анкетный

Опрос анкетный — обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения анкетного опроса является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. Анкетный опрос является асимметричным общением, при котором социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, то есть субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. Анкетный опрос является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.

 

Опросники личностные

Опросники личностные — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.).

 

Опыт

Опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Опыт служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об опыте приобрело особые признаки в связи с представлением о том, что ее предметом служит сознание как сфера, явления которой могут быть постигнуты только в качестве непосредственных данных самоопределения субъекта. Это воззрение под именем внутреннего опыта легло в основание интроспективной психологии, которая была подвергнута острой критике в бихевиоризме, претендующем на строго объективное, опытное изучение поведения. Однако в русле бихевиоризма сложилось одностороннее понимание опыта как совокупности данных о непосредственно наблюдаемых внешних реакциях организма на раздражители. Прогресс в психологии привел к преодолению обоих подходов и утверждению идеи об органическом сочетании в научном опыте как данных непосредственного наблюдения, так и факторов, которые могут быть познаны только опосредованно.

 

Организация

Организация (психологический аспект) — дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Различают организацию формальную, имеющую административно-юридический статус и ставящую индивида в зависимость от обезличенных, функциональных связей и норм поведения, и неформальную, представляющую собой общность людей, сплачиваемую личным выбором и непосредственными внедолжностными контактами. В формальной организации могут возникать социально-психологические феномены, обусловленные такими отношениями, как: индивид—должность, коллектив—подразделение, лидерство—руководство и др. Противоречивость этих отношений проявляется в развитии рганизации в динамике функций управления и исполнения. При этом главная задача управления организацией состоит в том, чтобы объединить интересы всех членов организации, направить их на реализацию ее целей. Степень совпадения — расхождения интересов индивидов с их должностными функциями, со структурой и программой организации влияет на эффективность ее деятельности.

 

Органы чувств

Органы чувств — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция) (см. Ощущение). Принято различать пять внешних чувствительных систем — зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же имеется значительно большее их число (так, только воздействие на кожу вызывает ощущение давления, боли, холода, тепла и др.). Органы чувств состоят из рецепторов, нервных проводников и центров. Каждый орган чувств дает только свойственное ему ощущение. Специализированные органы чувств человека и высших животных — результат эволюции простых и недифференцированных органов чувств низших животных. В процессе эволюции сохранялось соответствие между органами чувств и эффекторным (прежде всего мышечно-двигательным) аппаратом.

 

Ориентировочная деятельность

Ориентировочная деятельность (от франц. orientation — установка, ориентация) — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Термин «ориентировочная деятельность» восходит к И. П. Павлову, который в качестве особой формы активности организма выделил ориентировочный рефлекс из ряда других рефлексов, указав на его специфическую функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биологической осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую) деятельность. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются: анализ проблемной ситуации, установление отношения между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу выполнения действия — его контроль и коррекция. Необходимым условием осуществления ориентировочной деятельности является наличие различных форм психического отражения, которые, будучи включенными в структуру ориентировочной деятельности, обеспечивают реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие ориентировочной деятельности человека от ориентировочной деятельности животных со стоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений.

 

Ориентировочная основа действия

Ориентировочная основа действия — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (см. Поэтапного формирования умственных действий концепция). Содержание ориентировочной основы действия во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа действия обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. Ориентировочную основу действия следует отличать от схемы ориентировочной основы действия как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы Ориентировочной основы действия диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Выделяются три типа построения схемы ориентировочной основы действия и соответственно три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с по мощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самого начала его безошибочность. При этом схема ориентировочной основы действия либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. Ориентировочная основа действия такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.

 

Ориентировочный рефлекс

Ориентировочный рефлекс — сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Биологический смысл ориентировочного рефлекса — создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации центральной нервной системы при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма. Выделяют три основные группы компонентов ориентировочного рефлекса: 1) двигательные; 2) вегетативные; 3) изменение уровня активации центральной нервной системы. К двигательным компонентам ориентировочного рефлекса относятся: 1) реакции, обеспечивающие поворот глаз в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание; 2) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу. К вегетативным компонентам ориентировочного рефлекса относятся сосудистые реакции в виде сужения сосудов конечностей и расширения сосудов головы, обеспечивающие увеличение кровоснабжения мозга, кожно-галъваническую реакцию (КГР), изменение частоты сердцебиения и дыхания. В качестве возбудителей ориентировочного рефлекса помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. В том случае, когда стимул и след, оставленный ранее предъявленными раздражителями (см. Нервная модель стимула), совпадают, ориентировочный рефлекс не возникает. По мере повторения нового стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс, происходит его ослабление, угасание.

« Предыдущая страница Страница 2 из 4 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад