Психологический словарь

Буква О

-= 3 =-

В зависимости от широты распространения возбуждения в нервной системе различают генерализованную и локальную формы ориентировочного рефлекса. В зависимости от длительности выделяют долго длящийся тонический и быстро завершающийся физический ориентировочный рефлекс. В процессе угасания генерализованный ориентировочный рефлекс сменяется локальным, тонический физическим ориентировочным рефлексом.

 

Орудие психологическое

Орудие психологическое — элемент структу ры психической функции, роль которого аналогична роли орудия труда в структуре трудовой деятельности человека. В культурно-исторической теории в качестве психологического орудия рассматриваются знаки («стимулы-средства»). Знаки как психологические орудия принципиально отличны от традиционно изучаемой психологией знаков (вербальных и невербальных), составляющих содержание памяти, в связи с тем что в первых специально выделяется не содержательный, но структурный момент («знаки без значения»). По Л. С. Выготскому, психологические орудия присваиваются человеком в ходе интериоризации совместной деятельности в онтогенезе.

 

Орудийные действия животных

Орудийные действия животных — специфическая форма обращения животных с предметами, когда имеет место воздействие одним предметом (орудием) на другой предмет или животное. В результате возникает опосредствованное (через орудие) физическое отношение между животным и объектом воздействия. Орудийные действия животных наблюдаются у немногих видов насекомых, у птиц, млекопитающих (несколько чаще у человекообразных обезьян) в сферах пищевого поведения (разбивание пищевого объекта камнем), комфортного (почесывание с помощью постороннего предмета), коммуникационного (контактирование посредством предмета), защитного (бросание предмета в сторону врага). Иногда предмет предварительно приспосабливается к его употреблению в качестве орудия. В лабораторных условиях орудийные действия животных используются для изучения психических, в частности интеллектуальных, способностей животных.

 

Отбор психологический

Отбор психологический — принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний. Психологический отбор применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектовании нек-рых учебных заведений. Ему предшествует определение совокупности требований к кандидатам на основе психологического анализа предстоящей им деятельности, а затем подбор соответствующих этим требованиям диагностических методик. Валидность этих методик подлежит проверке на репрезентативной выборке, и при получении удовлетворительных показателей методики могут быть использованы в психологическом отборе.

 

Ответственность

Ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причи ной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни. 

 

В психологии, преимущественно западной, ответственность изучалась не как целостное явление, а в отдельных ее формах проявления или аспектах, операционализируемых в тестах или экспериментальных схемах. Одной из таких частных форм ответственности является социальная ответственность — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности (см. Роль). В рамках исследований принятия человеком на себя ответственности за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (например, оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан и исследован феномен так наз. «диффузии ответственности» — резкого снижения вероятности осуществления необходимых действий, если в ситуации присутствуют и другие люди, в прямой зависимости от их числа. Другой стороной ответственности является локус контроля — склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом, либо во внешних факторах. Довольно обширное поле исследований посвящено атрибуции ответственности — приписыванию тем или иным факторам ответственности за исход разных событий. Понятие атрибуции ответственности близко понятию локуса контроля, но, в отличие от него, относится не столько к собственным действиям, сколько к действиям других людей, оцениваемых с позиции внешнего наблюдателя. Различие этих двух перспектив наглядно проявляется в экспериментально выявленной так называемой «фундаментальной ошибке атрибуции»: причины своих поступков люди больше склонны приписывать особенностям ситуации, а причины поступков других людей —их личным особенностям. Наиболее многосторонне и целостно феномен ответственности рассматривается в экзистенциальной психологии, в частности, в работах В. Франкла, который рассматривает ответственность как один из «экзистенциалов» человеческого существования, наряду со свободой и духовностью. В многоуровневой модели личностной саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) ответственность рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелой личности, опосредованная ценностными ориентирами

 

Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения — преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этими видами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы (см. Воля). Преступность как вид отклоняющегося поведения изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследовании. Отечественная криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное отклоняющееся поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.

 

Отношение

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. Отношений личности концепция). 

 

Отношений личности концепция

Отношений личности концепция — совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный (см. Интериоризация) опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека — от самых низших до высших ее подструктур — связываются так или иначе с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Концепция отношений личности, выдвинутая впервые А. Ф. Лазурским, была разработана В. Н. Мясищевым и получила дальнейшее развитие в работах отечественных психологов. Основные положения концепции отношений личности конкретизируются в патогенетической концепции неврозов и психотерапевтической практике.

 

Отношения межгрупповые

Отношения межгрупповые (в психологии) — совокупность социалъно-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгрупповых отношений, объектом и субъектом которых являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в дли тельном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности межгруппового восприятия отчетливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих групп» (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм). Несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Вопреки широко распространенной в зарубежной психологии точке зрения, согласно к-рой эти эффекты являются универсальными и неизбежными компонентами межгрупповых отношений, отечественными исследователями обоснован их вторичный характер по отношению к объективным условиям взаимодействия групп. В частности, показано, что данные эффекты определяются типом совместной межгрупповой деятельности, зависят от уровня группового развития и нетипичны для подлинного коллектива. С этих позиций подчеркивается, что как социальное явление межгрупповых отношений в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.

 

Отражение

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах.

 

Отраженная субъектность

Отраженная субъектность — идеальная представленность и продолженность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Таким образом, человек выступает как значимый для них другой, источник новых личностных смыслов. Могут быть выделены три формы существования отраженной субъектности: 1) Ситуативно-значимый другой. Источником влияния на поведение и сознание людей выступает здесь актуальный образ другого человека, складывающийся у них в условиях непосредственного взаимодействия с ним. К феноменам отраженной субъектности в данной его форме выступают: фасилитация (повышение эффективности деятельности) и ингибиция (понижение эффективности), качественные перестройки мышления (например, повышение уровня креативности), динамика перцепции (снижение порога возникновения иллюзии), изменение когнитивной сложности (повышение или снижение мерности субъективных семантических пространств), сдвиги в эмоциональных проявлениях (усиление или ослабление агрессивности, ситуативной тревоги и т. д.). 2) Идеальный другой («Интроект»). Отраженная субъектность здесь выступает как действенность представлений памяти или воображения. Носитель отраженной субъектности в данном случае открывает в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра: «Я» и «Другой во мне». Даже тогда, когда «идеальный другой» ушел из жизни, переживание его бытия во внутреннем мире субъекта может сохраняться, а иногда даже усиливается. 3) Претворенный другой. В этом случае фактически снимаются диалогические формы связи между индивидом и значимым другим. Отраженная субъектность значимого другого здесь неотделима от собственного Я индивида. Феномен отраженной субъектности — динамический результат персонализации. 

 

Существуют приемы экспериментального исследования отраженной субъектности, основывающиеся на общих принципах их построения (см. Принцип отраженной субъектности).

 

Отчуждение

Отчуждение (в психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие отчуждения впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически отчуждение выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, отчуждение индивида выступает в пяти формах: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии используется отчуждение и при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности (см. Деятельностное опосредование), с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.

 

Охлотелесуггестия

Охлотелесуггестия (от греч. «ochlos» — толпа и лат. «suggestum» — внушение) — воздействие лица, передающего по телевидению информацию, на интеллектуально-эмоциональное состояние воспринимающих ее индивидов с целью его изменения помимо их воли и критического осознания этой информации. Поскольку охлотелесуггестии подвергается не отдельный индивид, а множество людей, то их реакция подобна происходящей в толпе, отличаясь от последней тем, что между индивидами, образующими множество, нет непосредственных контактов, кроме телеперсоны, с которой они себя идентифицируют (см. Идентификация) и только поэтому подвержены охлотелесуггестии. Иногда эффект охлотелесуггестии усиливается тем, что лицо, от которого она исходит, демонстрирует на экране свое влияние на группу людей. Приемы охлотелесуггестии используются в целях пропаганды, рекламы, целительства и др. Термин предложен М. Г. Ярошевским.

 

Ошибки оператора

Ошибки оператора — нарушение установленных предельных значений параметров, вызывающие сбои в нормальном функционировании эргатической системы. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих невозможным достижение целей, ради которых создана эргатическая система, используется понятие «отказ оператора». Для анализа и классификации ошибок оператора предложен набор из пяти критериев: 

 

а) место ошибки в структуре эргатической системы; б) внешнее проявление ошибки; в) последствия ошибки; г) характер отображения ошибки в сознании оператора; д) причины ошибки. По каждому из критериев разработаны методы более детального анализа. Причины ошибки могут быть связаны со следующими факторами: а) рабочим местом оператора (организацией информационной модели и органов управления); б) режимом труда и отдыха; в) профессиональной подготовкой; г) функциональным состоянием; д) рабочей мотивацией, е) отношениями в коллективе. Описанный набор критериев анализа и классификации ошибок оператора задает последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению погрешностей, ошибок и отказов оператора.

 

Ошибочное действие

Ошибочное действие — общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера. К ошибочным действиям относятся: оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др.

« Предыдущая страница Страница 3 из 4 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад