Мой блог

Отношения любви: норма и патология (О. Кернберг))

-= 1 =-

   Параметры удовлетворенности жизнью: — работа, профессия — любовь, секс — социальная сфера. В области любви возникает много противоречий между социальными требованиями, личным опытом, желаниями и реальностью. Поэтому эта сфера представляет наибольший интерес.

1. Нейробиологические и психодинамические аспекты сексуальности. Антропологический взгляд. Аспекты сексуальности у млекопитающих Сексуальная жизнь характерна для млекопитающих. Они используют сексуальное взаимодействие для биологического отбора. Для них характерен длительный постнатальный период, необходимый для дозревания мозга и достижения психологической зрелости, чтобы быть отдельно от матери. Для этого детенышам необходима материнская забота. Вопрос о роли отца. Для животных, питающихся растительной пищей, роль отца только в зачатии, т.к. матери достаточно легко выкормить детей. Конкуренция самцов за самку, главный критерий – физическая сила. У хищников роль самцов в добывании пищи и защите и поэтому более постоянная. Более высокий уровень соревнования между самцами, в т.ч. в семье между старшим и младшим поколениями. Более сложная социальная структура. У приматов самцы интегрированы в структуру семьи, а также существует иерархия не только у самцов, но и у самок. У человека наибольший размер мозга. Детеныши наиболее беззащитны и нуждаются в материнской заботе и защите долгие годы. Это создает необходимость в стабильной и устойчивой социальной структуре. Зачатие больше не является сезонной активностью, а связано с сексуальными отношениями и необходимостью для мужчины устанавливать и поддерживать отношения и стабильно защищать свою женщину и своих детей. Биологическая предрасположенность к параметрам подбора партнера больше не работает. Сложная система факторов, которые позволяют партнеру быть стабильным в своей защите, включая физические данные, интеллект, умелость, успешность и т.д. Изобретение человечества – экзогамия. Стабильная структура внутри семейной группы, стабильность сексуальных пар. Мужская конкуренция за пределами семьи, обмен женщинами и мужчинами путем захвата или мирным способом. Различные инструменты этой войны, ограниченной запретом на инцест. Контролирующими являются старшие мужчины, младшие пытаются бунтовать. Картина патриархального общества, отражающая описанный Фрейдом Эдипов комплекс. Фрейд был первым, кто заговорил о сексуальных импульсах и интенсивных желаниях не только у мужчин и женщин, но и у маленьких мальчиков и девочек. Религиозный запрет на убийство и инцест, а также жесткие социальные нормы приводят к интенсивному давлению во внутренней психической жизни ребенка. Теория драйвов Фрейда – либидо и агрессия как основные влечения в сексуальной жизни ребенка, проявляющиеся в позитивном и негативном Эдиповом комплексе.

2. Развитие сексуальных характеристик и функций у человека

  1. Базовая половая идентичность (исследования Роберта Столлера)
  2. Модель полоролевой идентичности
  3. Сексуальная ориентация
  4.  Интенсивность сексуального возбуждения.

1. Базовая половая идентичность Биологическое предрасположение к бисексуальности (у плода) находит выражение и в более поздней психологической расположенности к гетеро- и гомосексуальным импульсам. Генетически заложенное развитие внутренних половых органов дает импульс к построению внешних половых органов, которое затем обусловливает выработку определенных гормонов, влияющих на развитие лимбической системы мозга (гипоталамус) в третьем триместре беременности. Процесс определения половой идентичности завершается до рождения у всех млекопитающих, кроме приматов, у которых половая принадлежность полностью формируется под влиянием социально-психологической среды в течение нескольких лет после рождения. Поскольку у человека существует эта цепочка стадий на пути образования половой принадлежности, есть и вероятность поломки на любой из переходов от одной стадии к другой. Одно из решений – операция по смене пола (при психологическом обосновании). Бывает стремление быть сразу двух полов при нарциссическом нарушении. Обычная картина – молодая женщина, ведущая себя в обществе, как мужчина, при этом стремящаяся получать сексуальное удовлетворение по женскому типу, обычно с другой женщиной. Еще одна типичная трудность – подростковая неуверенность в своей половой идентичности.

Эта неуверенность может быть нормальным сомнением, сопровождающимся общей отстраненностью от родителей и переживанием собственной странности. Но может быть и патологической, в этом случае у подростка присутствует диффузия идентичности, неспособность устанавливать социальные контакты, а также нарушенные концепции Я и значимых других. В неполной семье, когда ребенка воспитывает одна мать, ключевым фактором является отношение матери к мужчинам, принятие своей сексуальной роли, принятие маскулинной роли, хорошие отношения матери с ее интернализованной отцовской фигурой.

Для мальчика важно, чтобы мать принимала его маскулинность, поддерживала развитие его мужских качеств, и он найдет идеальную мужскую фигуру в своем окружении. В этом случае тот факт, что у нее нет мужчины, будет соотноситься с реальными жизненными обстоятельствами и невозможностью найти мужчину. В гомосексуальной паре, если присутствует уважение к другому полу, будет разрешение на гетеросексуальность ребенка противоположного пола.

Если родитель внутренне отвергает и обесценивает другой пол, это проявится в бессознательном обесценивание гениталий маленького ребенка и недостатке эротического компонента в отношениях родителей с ним и, как следствие, повлечет серьезные трудности в его/ее развитии. В женской гомосексуальной паре, воспитывающей девочку, не случится нормального отвержения ее эротизма, как это происходит в обычном случае, и может побудить девочку к гомосексуальной ориентации. Особенности переноса в зависимости от пола аналитика и пациента Если женщина невротической структуры приходит к мужчине-аналитику, это условия для позитивного эдипального переноса. В случае, если эта женщина нарциссическая, позже проявятся интенсивные защиты, которые она будет выстраивать против позитивного переноса, т.к. она будет избегать осознания зависимости от аналитика. Если аналитик-женщина, мужчина-пациент будет сопротивляться позитивному переносу, т.к. будет избегать зависимости от могущественной женской фигуры, и будет переносить эти чувства на другие женские фигуры.

Если мужчина-пациент нарциссический, то он будет испытывать мощный сексуализированный перенос на женщину-аналитика, но не эдипального характера. Он будет пытаться ее соблазнить, чтобы уменьшить ее власть. Пациент – гомосексуальный мужчина в отношениях с аналитиком-мужчиной разовьет конкурентные отношения и негативный перенос. Пациент – гомосексуальный мужчина нарциссического склада будет пытаться соблазнить аналитика-мужчину, чтобы уменьшить его влияние и контролировать его. Аналитики традиционной ориентации, испытывающие трудности с принятием гомосексуальных импульсов, будут склонны игнорировать и не принимать проявления позитивного переноса. Собственная удовлетворительная сексуальная жизнь помогает аналитику легче справляться с различными импульсами, чувствами и проявлениями своих пациентов (в т.ч. садистскими), быть более принимающим. Это делает более твердой позицию аналитика, работающего с пациентами с нарушениями в сексуальной жизни, т.к. позволяет ему легче идентифицироваться с ними.

2. Модель полоролевого поведения Ассоциируется с мужской или женской сексуальностью. Формируется культурой, генетическими и гормональными факторами. Культурные нормы, такие как запрет на проявление эмоций у мужчин, требование наличия теплоты и общительности у женщин, хотя эти культурные стандарты меняются. Например, они были ровно противоположными в период ренессанса. Гормональный фактор — например, количество тестостерона. Модель полоролевого поведения находит отражение в сексуальном взаимодействии по женскому или мужскому типу. У всех млекопитающих, включая человека, для мужчин характерно сексуальное возбуждение, если женщина достаточно привлекательна, особенно в сексуальных позах, в реальности или фантазии.

У женщин сексуальное возбуждение вызывает осознание привлекательности для мужчины и проявление сексуальных стремлений в отношении нее. Таким образом, то, какого партнера выбирает человек, также указывает на его ролевую модель в сексуальном взаимодействии. Обычно сомнения в своей половой и полоролевой идентичности сочетаются с глубокими проблемами в сексуальной и любовной жизни человека.

3. Сексуальная ориентация Возможно, на ориентацию влияют генетические факторы, но нет доказательств, что именно генетически заложено то, что потом выливается в предпочтение мужчин или женщин в качестве сексуальных партнеров. С самого раннего возраста на сексуальную ориентацию влияют отношения между младенцем и его родителями, а также отношения между родителями. Прямое воздействие оказывает также бессознательная идентификация с аспектами психики обоих родителей. Мать склонна меньше вовлекаться в эротические отношения с дочерью, чем с сыном, начиная с годовалого возраста, при этом сохраняя отношения зависимости и привязанности. Это поддерживает гетеросексуальную ориентацию девочки. Гетеросексуальная ориентация мальчика поддерживается за счет восхищения им матерью и подчеркивания сходства с отцом.

Агрессивные переживания ребенка могут не приниматься матерью, что вызывает избыток враждебности в эмоциональных отношениях между ними. Это стимулирует расщепление на идеализированную и враждебную преследующую фигуру и затруднить идентификацию с ней девочки, как следствие побудить к переносу агрессивной фигуры на отца и идеализированной на мать. Это основа женской гомосексуальности. Мать, отвергающая сексуальность в отношениях с мужчинами и зависимость от них, а также сексуальность сына и зависимость от нее, может направить мальчика в сторону зависимости от отца и нежных чувств к нему, что приведет к гомосексуальной ориентации мальчика. Такое же расщепление вследствие излишней враждебности может произойти в отношениях с отцом (т.е. хорошая мать – плохая мать – хороший отец – плохой отец) и влиять на ориентацию.

К гомосексуальной ориентации приводят также конфликтные отношения в родительской паре, при которых ребенку трудно занять позицию как матери, так и отца. В патриархальном обществе особенно сильный запрет на мужскую гомосексуальность и требования к женской верности, запрет на поиск женщиной сексуального удовольствия, облегченные требования к женской гомосексуальности. В матриархальном обществе бóльшая терпимость к проявлениям гомосексуальности как женщин, так и мужчин, признание права женщин на свободу сексуального поведения и выбор мужчин, особое внимание к женской физической сексуальной неприкосновенности и запрет на инцест. Мужская полоролевая идентичность считается более хрупкой, чем женская, поскольку первым объектом является мать. Таким образом, мужчина, изначально идентифицирующийся с матерью, должен деидентифицироваться с женской моделью и начать идентифицировать себя с отцом.

Проявлением хрупкости мужской идентичности является, например, бóльший страх и нетерпимость о стороны мужчин к сексуальному интересу со стороны гомосексуальных мужчин. У женщин больше терпимости в отношении гетеросексуальных женщин.

4. Интенсивность сексуального возбуждения Либидо и агрессия. Фрейд связывал проявление либидо с определенными эрогенными зонами и их удовлетворением. Происхождение, степень интенсивности и направленность либидо позволяла определить фазу развития (оральную, анальную, генитальную).

Фрейд не выстроил подобной системы в отношении агрессии. По Фрейду, аффекты – эмоциональный опыт, переживаемый в поведении. Репрезентации – когнитивный опыт, связанный с переживаемыми аффектами. Теория влечений Фрейда не поддерживается современным психоанализом. Аффекты – сложные нейропсихологические структуры, служащие источником мотивации для установления отношений с матерью и другими людьми. Отношения и чувства, возникающие при этом, интернализируются и становятся аффективной памятью, которая определяет поведение человека в дальнейшем. Это создает структуру характера, а также формирует саморепрезентацию и репрезентации значимых других. В итоге выстраивается эго-идентификация. На этом этапе еще нет интегрированного идеализированного и преследующего объекта, их репрезентации присутствуют по отдельности. К трем годам происходит их консолидация, и из диффузной идентичности возникает интегрированная, целостная идентичность. Таким образом, аффекты мотивируют младенца взаимодействовать с другими. Позитивные аффекты – эйфория, эротическое возбуждение, желания зависимости и привязанности, любопытство. Негативные – отвращение, страх, ярость, ненависть, позднее – депрессия. На каждый эффект находится и накапливается определенный личный опыт, связанный с психомоторными реакциями (смех, плач, например). Кортекс в коре головного мозга обрабатывает аффект когнитивно, одновременно регистрируя состояние внешнего мира при аффекте и эмоцию человека, проводя различия между ними и сравнивая их. Так происходит разделение на себя и объект, переживаемое в позитивном и негативном аффекте. Таким образом, психологическое расщепление на идеализацию и преследование имеет под собой нейробиологическую основу обработки аффекта, так же как и их интеграция (происходящая позже в коре головного мозга).

Иэн Пангсепп – теория аффектов.

6 аффективных систем: — позитивные (1.привязанность, 2.эротизм, 3.игровое взаимодействие), — негативные (4.борьба/бегство, 5.сепарационная тревога), — поисковая активность.

1. Ненадежная привязанность закладывает пограничное расстройство личности. 3. Игровое взаимодействие – склонность вступать в дружеские отношения с другими. Следует отличать от стремления к установлению связей с первичным объектом. 4. Основная система, характерная для млекопитающих, необходимая для поиска пищи, защиты детенышей и сексуального соперничества.

   Аффекты, входящие в состав систем, сочетаются в различных вариациях. Например, в борьбе/бегстве присутствуют как агрессия, так и страх, тревожность и зависть. Аффекты обслуживаются нейротрансмиттерами. Например, сексуальное возбуждение обслуживается тестостероном, вазопрессином и окситоцином, причем как у мужчин, так и у женщин (в разных количествах). Один и тот же нейротрансмиттер обслуживает разные аффекты, например, тестостерон вырабатывается при сексуальном возбуждении и при нападении. Таким образом, аффекты, с точки зрения современного психоанализа, — это мотиваторы деятельности человека, отражающие саморепрезентации и репрезентации других, сформированные в диадных отношениях. (в отличие от Фрейда: «Все, что у нас есть, — это аффекты и их репрезентации».) Либидо – интеграция привязанности, эротизма и игры. В ходе развития привязанности неизбежно происходит интенсивное эротическое возбуждение и формирование игровых навыков.

   Агрессия – комбинация борьбы, бегства и сепарационной тревоги. Способности к зрелой любви В первые годы сексуальное возбуждение (а не только привязанность) нарастает не только за счет стимуляции через кормление матерью и взаимодействие с ее телом, а также через фрустрацию из-за непостоянства ее присутствия, т.е. в моменты, когда мать недоступна. В минуты максимального удовольствия возникает фантазия о тотальном слиянии через проникновение в мать и проникновение ее в себя. Поверхность материнского тела идеализируется младенцем, тогда как деструктивные фантазии относятся к ее внутренностям (через проникновение) (Мельтцер). Это создает агрессивный компонент, который служит идее еще большего нарастания сексуального возбуждения. Появляется взаимодействие либидо и агрессии. (Слияние любви и ненависти проявляется в том числе в пристальном взгляде глаза в глаза, который характерен лишь для двух ситуаций – любви и ненависти.)

Идеализация материнского тела младенцем сопровождается его эротизацией и переживанием садистических, мазохистических и вуаеристских импульсов. Позже эти импульсы переносятся девочкой на отца. Механизм временной фрустрации в младенчестве сохраняется и во взрослом возрасте. Женщины достигают максимального возбуждения через сдерживание сексуальных импульсов и затем их усиленное предъявление, а мужчины – через предъявление и последующее сдерживание женщиной этого импульса или ее недоступность, когда, например, тело не предъявляется полностью, а лишь частично оголяется. У девочек мастурбация прекращается в возрасте 2-3 лет под давлением взрослых, в то время как у мальчиков она продолжается все раннее детство. Это происходит из-за бессознательного эротического компонента в отношениях матери с мальчиком, тогда как контакт у отца с маленькой девочкой контакт менее близкий и лишен физического компонента. Поэтому женщины способны поддерживать глубокие любовные отношения на расстоянии, даже в отсутствие сексуальной составляющей, а мальчикам приходится учиться переживать отношения эмоциональной близости на более глубоком уровне. Зато мальчики подходят к подростковому возрасту, сохраняя способность к возбуждению, оргазму и мастурбации, а девочкам приходится учиться заново сексуальным отношениям. С возрастом этот дисбаланс выравнивается.

Сексуальное возбуждение у мужчин достигает пика в 25 лет, а затем постепенно снижается в течение всей оставшейся жизни, никогда не исчезая. Сексуальное возбуждение у женщин достигает максимума в 30-летнем возрасте и остается примерно на том же уровне в дальнейшем. Пик сексуального возбуждения у мужчин гораздо выше, чем у женщин, и их индивидуальная динамика позволяет сексуальному возбуждению в перспективе приходить в одному уровню. В паре способность к сексуальному возбуждению может постепенно выравниваться, если мужчина менее часто достигает оргазма за счет изучения предпочтений женщины и достижения оргазма у нее.

Способность любить в эдипальном периоде

В эдипальный период ребенок начинает осознавать эротический компонент привязанности к матери. Девочки меняют материнскую фигуру на отцовскую в своих сексуальных импульсах, испытывая страх мести матери и тревогу из-за запрета на инцест. «Любовь на расстоянии». Выражение отцом восхищения сексуальностью своей дочери повышают ее шансы на здоровую самооценку и построение отношений в подростковом возрасте. Мальчики оставляют материнскую фигуру как объект своего сексуального возбуждения, испытывая к ней и все остальные сложные чувства привязанности. Это сопровождается амбивалентным отношением к ней и страхом наказания со стороны отца. Как следствие, мальчики больше, чем девочки, способны сохранять сексуальное возбуждение к объекту и меньше испытывают глубинные эмоциональные переживания привязанности.

Эти способности выравняются между ними гораздо позднее. В эдипальном периоде появляется ревность, которая на предыдущем этапе выражается завистью.

Зависть – диадное чувство, предполагающее ненависть к чему-то, что ребенок не может получить, а поэтому хочет уничтожить.

Ревность – триадное чувство, происходящее из зависти и из осознания предпочтения другим кого-то третьего. Мать становится консолидированной фигурой, более сложной, и отношение к ней тоже трансформируется и становится более глубоким. Она больше не просто источник удовлетворения или сексуального возбуждения, к ней испытывается целый комплекс чувств, которые отражают ее ценность и всю глубину эмоционального отношения к ней.

Страница 1 из 3 Следующая страница »
Поделиться:

« Назад